Фото с сайта: wikipedia.org
С приближением парламентских выборов 2021 года все громче начинает раздаваться вопрос о том, какие же политические силы будут представлены в обновленной Думе. Эксперты расходятся во мнениях, сохранится или перестанет существовать думский квартет из «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России». Многолетнюю стабильность попробуют разрушить одна или несколько малых партий, спрос на создание которых в преддверии всенародного плебисцита только растет. Одной из таких новых политических сил может стать женская партия. О возможных изменениях российского политического ландшафта и новых лидерах – в материале «ФедералПресс».
Политизация гендера
Активное участие женщин в политике давно уже превратилось в мировой тренд. Председателем Европейской комиссии в конце прошлого года стала соратница Ангелы Меркель Урсула фон дер Ляйен, в США за кресло хозяина (точнее, хозяйки) Белого дома уже не в первый раз борется представительница штата Массачусетс в Сенате Элизабет Уоррен, а мятежный Гонконг по-прежнему возглавляет Кэрри Лам.
Женщины являются активными участниками и российской политики – причем как внутренней, так и внешней. Надо напомнить, что Совет Федерации возглавляет Валентина Матвиенко, в Государственной думе VII созывазаседают 70 народных избранниц, главой департамента информации и печати российского внешнеполитического ведомства является ставшая уже легендарной Мария Захарова, а Россотрудничеством руководит Элеонора Митрофанова.
Ныне декан факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова Елена Вартанова, а также две ее коллеги еще в 2013 году заговорили о «политизации гендера». По словам исследовательниц, «в российском обществе происходит становление новой гендерной парадигмы, что является симптомом – одним из многих – того, что общество проходит некую промежуточную фазу демократического развития, фазу накапливания потенциалов».
Партия женщин
В 2012 году на волне создания новых политических сил в России появилась партия «Женский диалог», во главе которой стала Елена Семерикова, «многодетная мать и дочь известной советской разведчицы» – так гласит официальная программа партии. В этой же программе прописана и основная идея политического объединения: «Сохраним себя, возродим семью, сбережем Россию». Как видно, повестка «Женского диалога» с самого начала была далека от феминизма. Спустя годы партия на политическом олимпе успеха так и не снискала.
Несмотря на это, социологические опросы скорее благоволят женщинам в политике. Так, согласно исследованию «Левада-Центра» за более чем десять лет (с января 2006 по сентябрь 2017 г.) количество положительных ответов на вопрос «Одобряете ли вы участие женщин в политике?» всегда находилось в районе отметки 70 %. А по данным ВЦИОМа, на сентябрь 2019 года более 80 % опрошенных считают, что женщины должны принимать участие в политике наравне с мужчинами.
По мнению политолога Наталии Елисеевой, «роль женщины в политике в целом укрепляется, но пока есть нюансы». «Социология также подтверждает положительную динамику. Однако мне не совсем понятно, к чему деление на женское и мужское конкретно в партийном вопросе. Пол депутата/политика абсолютно не имеет значения. Прежде всего важны его профессиональные качества», – считает эксперт.
И все же встает вопрос: когда в России появится яркая политическая партия, во главе которой будет женщина?
Очки Собчак…
Заговорить о себе как о политической деятельнице дочь первого губернатора Санкт-Петербурга Анатолия Собчака заставила широкую общественность во время президентских выборов 2018 года. Впрочем, многие тогда отказались верить в перевоплощение Ксении Собчак из тележурналиста в политика, а лидер ЛДПР Владимир Жириновский и вовсе дошел до ругани в адрес своей оппонентки, за что и получил стакан воды в лицо. Тем не менее сторонники у Собчак все же нашлись: на выборах она набрала более миллиона голосов избирателей, что оказалось в полтора раза больше, чем у старожила российской политики Григория Явлинского.
После выборов политическая карьера Собчак пошла на спад. Ее активность в Партии перемен заметно снизилась, а в апреле прошлого года Ксения и вовсе прекратила ее финансирование. Зато телекарьера экс-ведущей «Дома-2» продолжила набирать обороты: в мае 2019 года она стала генпродюсером телеканала «Супер».
Ожидать от Ксении Собчак того, что она будет «входить в одну воду дважды» и еще раз активно займется политикой, пока вряд ли возможно. Политолог Наталия Елисеева и вовсе считает, что «женская радикализация фигуры Собчак никак не помогла ей в политической карьере».
…и других кандидаток
Достойными партийными лидерами могли бы стать также Тина Канделаки и Маргарита Симоньян – у обеих есть значительные связи, богатый медийный опыт, кроме того, они лояльны действующей власти. В том случае, если новая политическая сила будет создаваться при участии Администрации президента, это является важным достоинством. «Если партия будет раскручиваться АП, если эта тема будет только медийной, не исключен вариант, что эта политическая сила будет отнимать голоса у той же «Единой России». Проект такой возможен, но по поводу перехода пятипроцентного барьера здесь, возможно, будут большие проблемы», – считает политолог Максим Жаров.
Другой вопрос состоит в том, насколько политическая деятельность нужна самим Симоньян и Канделаки: пока ни та ни другая подобного рода амбиций не высказали.
Гораздо ближе к политике находится Ольга Скабеева – ведущая программы «60 минут» на телеканале «Россия». Тем не менее, по мнению Максима Жарова, журналистка пока не способна возглавить отдельный партийный проект. «Ольга Скабеева раскручена в рамках очень узкого круга ее почитателей, это пока не конвертируется в какую-либо электоральную силу. Как одно из лиц какой-либо взрослой партии – такое участие возможно на выборах в Госдуму, но к самостоятельной политической карьере Скабеева еще не готова, потому что на федеральном электоральном уровне она еще недостаточно известна», – отмечает политолог.
Скепсис у эксперта возникает и по поводу политического будущего детского омбудсмена Анны Кузнецовой. Жаров считает, что раскрутка «женской» партии, которая будет создана с опорой на традиционные ценности и православную тематику, будет весьма затруднительна.
Пожалуй, наиболее сильной из всех кандидаток на занятие высокого поста в «женской» партии в случае создания таковой можно считать директора школы «Сириус» (личного детища президента Владимира Путина) Елену Шмелеву. О ней после выборов 2018 года даже говорили как о возможном министре образования. Тем не менее Шмелева пока продолжает развивать «Сириус» и сопровождать Путина в его многочисленных поездках в Сочи, которые редко обходятся без посещения школы для самых талантливых детей.
Феминистская повестка
Отдельная «женская» партия России не нужна, считает большинство опрошенных экспертов. Такая политическая сила либо будет фейком, либо будет отбирать голоса у более крупных, «настоящих» партий. Так, депутат Московской городской думы, член партии «Яблоко» Дарья Беседина говорит, что «перед выборами будет создаваться много разнообразных фейковых партий под разными лицами – партия интернета, партия блогеров, партия женщин, партия прочей ерунды». «Серьезно воспринимать всех этих людей не стоит и невозможно, – уверена депутат. – Создание накануне выборов всевозможных фейковых партий в больших количествах – это политически вредно, недальновидно и, в общем, никакого отношения к политике не имеет».
Политолог Наталья Шавшукова, в свою очередь, считает, что феминистская повестка отчасти присутствует в программах либералов, но этого недостаточно. «В России должна быть представлена в парламенте феминистская повестка: поддержка матерей, защита от домашнего насилия, устранение дискриминации в трудовых отношениях. Пока эта повестка ограниченно присутствует в программе старых либеральных партий. Но не думаю, что должна быть отдельная женская партия, должна быть нормальная либеральная партия», – резюмирует эксперт.
Печать