Политолог, эксперт Центра ПРИСП Александр Асафов - о влиянии специальной военной операции на все сферы жизни государства и общества.Специальная военная операция продолжается 10 месяцев. Она затронула все сферы жизни в России и так или иначе встряхнула каждого: эпоха, которую многие окрестили «застоем», закончилась. Мы без всякого сомнения живем в исторические времена, когда от действий каждого гражданина зависит будущее страны. В то же время несмотря на географическую локализацию конфликта, спецоперация привела в ход тектонические процессы во всём мире. Миропорядку, строящемуся на гегемонии США, был брошен открытый вызов, и взгляды миллионов людей по всей планете с надеждой обращены к России.
Несмотря ни на что Новый год наша страна встречает сплоченно. Граждане России каждый день собирают средства на поддержку наших героев и оставшихся без крова новых соотечественников, с гуманитарными миссиями на Донбасс отправляются не только государственные и партийные, но и общественные организации. Россия справилась с экономическими ударами первых месяцев СВО и смогла не допустить политического раздора. Это видно и по данным соцопросов. Рейтинг президента России Владимира Путина по состоянию на 27 февраля 2022 года (данные ВЦИОМ, но с ними согласны и частные социологические компании) составлял 73%. С начала спецоперации он держится в районе 78-81%. Одобрение работы правительства в лице премьера Михаила Мишустина также выросло и стабильно держится в районе 63%.
Сплочение российского общества стало закономерным ответом на русофобскую политику Запада. В этом году все мы — не только государство, но и десятки тысяч его рядовых граждан — столкнулись с беспрецедентным давлением. Причем далеко не только в политике и экономике: «отменить» Россию пытались 32 государства под водительством США. За прошедший год было выявлено более 400 случаев дискриминации российских деятелей культуры и искусства, спортсменов, фиксировались нападки на туристов, запреты на распространение российских произведений.
Донбасс получил шанс снова стать индустриальным сердцем России. Огромный, сознательно приведенный в упадок украинском руководством индустриальный кластер, колоссальный аграрный потенциал новых регионов, — все это снова вернулось в родную гавань. По оценке Минсельхоза, новые территории способны принести дополнительно как минимум 5 млн. тонн зерновых. С точки зрения энергетики, Россия получила в федеральную собственность крупнейшую в Европе атомную электростанцию — Запорожскую АЭС. Учитывая поведение Запада, Россия неизбежно стоит перед вопросом новой индустриализации, основанной на принципах импортозамещения. Интеграция и развитие экономики Новороссии станут отличным подспорьем для решения этой задачи.
Приобретения от СВО несомненны уже сейчас. 30 сентября после ратификации итогов референдумов на освобожденных территориях число субъектов Российской Федерации выросло с 85 до 89. Площадь РФ увеличилась на 108,9 тысяч квадратных километров. Азовское море стало внутренним, теперь оно полностью находится в юрисдикции России, что навсегда исключит провокации наподобие инцидента в Керченском проливе в ноябре 2018 года. Более того, теперь Крым связан с остальной Россией сухопутным коридором. На Юго-Западном направлении Россия смогла вернуться к точке, с которой начинал Петр I.
С новыми территориями пришли и наши, русские люди. Население России увеличилось на 6,2 млн новых этнически, культурно и исторически комплиментарных граждан. Многие из них — представители технических профессий, чьи навыки и опыт незаменимы для укрепления российской экономики. Молодежь ДНР, ЛНР, Харьковской и Запорожской областей демонстрирует огромную тягу к учебе в этих специальностях. Теперь к ним пришли не только российская система социального обеспечения, но и российское образование. И, конечно, самое главное — с приходом российского законодательства больше никому из них не придется переживать за право говорить на родном языке и сохранять свою историю.
Давать прогнозы по развитию контуров внешней политики — дело неблагодарное, поэтому сосредоточимся на том, что в следующем году ожидает политическую жизнь внутри России. Тем более, что, по всей видимости, он также пройдет под знаменем спецоперации.
Наметившийся еще во времена пандемии COVID-19 тренд на расширение полномочий глав регионов сохраняется. Если в 2020 году расширение власти губернаторов позволяло в экстренном порядке вводить новые меры противодействия коронавирусной инфекции, в этом году они использовались для перестройки экономики и контроля над процессом мобилизации, снабжения военнослужащих в зоне СВО и помощи их семьям.
Можно предположить, что, как и в случае с коронавирусом, в ведении губернаторов будут оказываться все новые сферы общественной жизни в зависимости от уровня готовности. Напомню, что их сейчас четыре: базовая, повышенная, средняя и максимальная. Каждый из них ставит специфические задачи перед главами регионов. Соответственно, от этого груза скорее всего и будет зависеть объем новых полномочий.
Спецоперация напрямую отразилась на результатах ЕДГ-2022. И речь не только о деятелях радикальной оппозиции, совершивших второе за 8 лет электоральное самоубийство. Определяться пришлось и куда более умеренным акторам внутренней политики. Теперь тема СВО и Украины в целом важна для избирателя даже на муниципальном уровне. В этих условиях кандидаты потеряли возможность сидеть на двух стульях сразу, используя обтекаемые формулировки и «бутербродные» аналогии.
Для политических партий, которые планируют продолжать участие в электоральных процессах, основой деятельности в межсезонье должны стать гуманитарные акции. Это понимается уже сейчас: визитами в зону СВО за этот год так или иначе отметились депутаты всех парламентских фракций Госдумы. В условиях, когда у каждого гражданина России есть друзья, знакомые и близкие, принимающие участие в боевых действиях, оказание помощи фронту становится настолько же «близким к телу» вопросом, как и развитие транспорта или благоустройство.
Печать