Фото с сайта: pixabay.com
Ассоциация НОМ изучила практику применения дистанционного электронного голосования в 2022 году. По итогам изучения эксперты представили анализ «Тенденции развития ДЭГ в 2022 году». Среди выводов, к которым пришли исследователи: ДЭГ обладает значительным потенциалом прямой демократии и вовлечения широких слоев общества в управление государством. Подробнее о выводах – в обзоре НОМ.
Анализ применения электронного голосования в этом году на выборах подготовил эксперт НОМ, научный консультант Центра общественно-политических проектов и коммуникаций, кандидат политических наук Владислав Федоров. По словам исследователя, по итогам опыта применения электронного голосования (ДЭГ) выделилось три фактора удобства е-голосования для избирателей: гибкие сроки, экстерриториальность и экономия времени. «Эти факторы работают по всему миру. Основные риски ДЭГ, которые удалось купировать в 2022 году: хакерские атаки и недоверие избирателей к новой технологии», - отмечает эксперт.
В исследовании отмечено, что е-голосование обладает значительным потенциалом прямой демократии, вовлечения широких слоев общества в управление государством через общественные опросы, дистанционное участие в выборах на федеральных и региональных порталах электронного голосования, говорится в исследовании: «В более широком политическом контексте ДЭГ в России является механизмом перехода от субъект-объектных отношений государства и общества к субъект-субъектным отношениям, где общество является соучастником управления страной с распространением политической культуры участия, что подтверждается повышением электоральной активности на выборах разного уровня».
Эксперты также проанализировали ошибки, выявившиеся при тестировании ДЭГ в этом году, вспомнив пример Калуги, где два избирателя во время теста системы проголосовали раньше объявленных сроков голосования. К ошибке привел «человеческий фактор» (местные организаторы выборов перепутали даты начала тренировки). «Калужский кейс показал, что основным риском для ДЭГ является человеческий фактор, который может навредить работоспособной технологии», - отмечается в исследовании. Пример Калуги показал, что на федеральном портале ДЭГ не было защиты от ошибок оператора, который настраивает ДЭГ в конкретном регионе, выбирая даты голосования, количество бюллетеней и другие параметры. Если общие рамки ДЭГ устанавливаются в ЦИК России, то на федеральной платформе должна быть защита от ошибок оператора, подчеркивают эксперт.
Кроме того, в исследовании зафиксировано повышение явки избирателей в регионах, где было применено электронное голосование. Явка избирателей в ДЭГ на федеральной платформе составила 85,18%. Наибольшая явка зафиксирована в Ярославской области – 89,53%. Проверка контрольных соотношений ДЭГ показала их логическое соответствие: выданных бюллетеней меньше, чем принятых. По итогам наблюдения за голосованием на федеральной платформе ДЭГ 9-11 сентября не было выявлено аномальных распределений роста явки избирателей.
В регионах с применением ДЭГ на федеральной платформе на губернаторских выборах в 2022 году явка избирателей выросла в Новгородской и Томской областях, осталась на уровне предыдущих выборов в Калининградской области и снизилась в Ярославской области. На примере Новгородской, Томской и Калининградской областей ДЭГ показывает, что является источником новых избирателей, повышая явку или предотвращая её значительное снижение. Однако без интересной предвыборной кампании привлечь аудиторию на выборы сложно. В Ярославской области агитационная работа проходила с наименьшей интенсивностью, но ДЭГ уберегло регион от ещё большего снижения явки.
Также эксперты подробно проанализировали электоральную статистику ДЭГ и выяснили, что е-голосование не искажает результаты выборов в пользу определенной партии или кандидата.
Печать