Фото с сайта: wikipedia.org
Минюст предложил распространить механизм «регуляторной гильотины» на законопроекты, подготовленные любыми субъектами законодательной инициативы — сейчас он действует только в отношении проектов правительства. Декларируемая задача Минюста — защитить «гильотину» от попыток ее обойти или значимо изменить механизм ее работы, а также дать бизнесу — через создание отзывов правительства — возможность влиять на законотворчество.
Минюст предлагает максимально расширить перечень нормативно-правовых актов, требующих оценки на соответствие принципам, которыми руководствуется механизм «регуляторной гильотины». Идея ведомства — распространить риск-ориентированный подход на предложения по возможности всех субъектов законодательной инициативы. Напомним, сейчас через механизм «регуляторной гильотины» проходят только нормативно-правовые акты правительства, содержащие, отменяющие или модифицирующие обязательные требования.
В новой конструкции Белый дом должен будет применять риск-ориентированный подход при подготовке заключений, официальных отзывов и поправок и на другие законодательные инициативы, способные повлиять на реализацию административной реформы.
Согласно Конституции, таким правом обладают президент, Совфед, Госдума, региональные парламенты, Конституционный и Верховный суды.
Как следует из опубликованного Минюстом на regulation.gov.ru проекта постановления правительства, нововведения призваны унифицировать порядок подготовки позиции при разработке заключений. Сам документ подготовлен в соответствии с декабрьским протоколом правительственной комиссии по проведению реформы контрольно-надзорной деятельности (КНД) под председательством и. о. главы аппарата правительства Константина Чуйченко.
Как пояснил “Ъ” источник в аппарате правительства, проект должен обеспечить максимальное покрытие всех источников законодательных инициатив, которые могут содержать обязательные требования.
Для этого авторы проекта предлагают расширить полномочия подкомиссии реформы КНД под руководством замглавы аппарата правительства Юрия Любимова — они «в случае необходимости» смогут рассматривать и согласовывать все проекты нормативно-правовых актов министерств и других законодательных субъектов, в случае если они устанавливают, изменяют или отменяют обязательные требования. Замечания подкомиссии должны учитываться и головным ведомством при подготовке проектов правительственных поправок к таким инициативам (решения по неучтенным предложениям подкомиссии будет принимать комиссия Белого дома по законопроектной деятельности). Очевидно, что в случаях, где отзывы правительства не имеют, как внутри правительства, силы решения, они будут консультативными — то есть субъекты инициативы в принципе могут их игнорировать.
Одной из неявно декларируемых задач нового порядка, исходя из текста, является защита самой «гильотины» как механизма от ее изменения — НПА, «принятие которых способно повлиять на механизм "регуляторной гильотины" и его реализацию». Нововведения должны обеспечить и участие бизнес-сообщества в подготовке заключений правительства на такие проекты — в состав комиссии входят представители ведущих деловых объединений. Как рассказал “Ъ” первый вице-президент «Опоры России» и член подкомиссии по административной реформе Владислав Корочкин, проект Минюста должен устранить лазейку для проектов, которые не проходят оценку регулирующего воздействия. «Дискуссия об этом ведется давно. Хотя, например, проекты Госдумы требуют отзыва правительства и комитетов, иногда они принимаются в ускоренном режиме — в результате без должного анализа»,— пояснил он. Глава правового комитета «Деловой России» и член рабочей группы «гильотины» по коллекторской деятельности Екатерина Авдеева также отметила, что нововведения предполагались изначально, но рабочим группам нужно было сформулировать сам концепт «регуляторной гильотины». «Процесс принятия новых нормативно-правовых актов не приостановлен на период действия "гильотины", проект Минюста укладывается в логику реформы — принятые НПА должны этому концепту соответствовать»,— добавила она.
Рассмотрение подкомиссией нормативно-правовых актов на соответствие «регуляторной гильотине» продлится до завершения реформы контрольно-надзорной деятельности — срок ее окончания запланирован на начало 2021 года. Впрочем, с учетом отмены региональных и муниципальных актов «регуляторная гильотина» может продлиться вплоть до 2023 года (см. “Ъ” от 17 января). Отметим, предложение Минюста готовилось до отставки правительства — впрочем, премьер-министр Михаил Мишустин заявил о реформе КНД как о приоритете работы на 2020 год.
Печать