Фото с сайта: wikipedia.org
Для главы государства, который в этом году рассчитывает повторно получить президентский мандат, визит в Гагаузию имеет большое значение. Сможет ли Игорь Додон получить новый кредит доверия у избирателей автономии? Обещания президента властям Гагаузии и его же оправдания, что без парламентского большинства ничего не получается, завели отношения в замкнутый круг, из которого автономия пытается выйти. Насколько гагаузы могут подарить «золотой голос» - на столько же в равной степени они могут и устроить политические похороны.
21 января президент Игорь Додон совершит рабочую поездку в Гагаузию, где встретится с руководством автономии, а также примет участие в заседании народного собрания. Как отметили в пресс-службе законодательного органа автономии, члены президиума НСГ решили провести отдельную встречу с главой государства ещё до сессии, чтобы обсудить возобновление деятельности совместной рабочей группы (РГ) по обеспечению функциональности АТО Гагауз Ери. После этого начнется пленарное заседание, на котором будет принято решение по этому вопросу.
Тема РГ, похоже, является главной в визите главы государства в автономию. К концу прошлого года в деятельности этой диалоговой платформы назрел серьёзный кризис. Парламент не принимал ряд законопроектов, разработанных РГ ещё в 2016 году из-за отсутствия консенсуса по этому вопросу. Сама же группа фактически пребывала в нефункциональном состоянии и не могла даже собираться на заседания, поскольку парламент после февральских выборов и вплоть до начала декабря не утверждал своих новых представителей.
Игорь Додон, в свою очередь, ещё в октябре обещал, что «гагаузские инициативы» будут приняты до 23 декабря 2019 года, аккурат к 25-летию Гагаузской автономии. «Фракция социалистов в полном составе подпишется под этими законами и выдвинет их на обсуждение, - заявил глава государства на одной из встреч с башканом Ириной Влах и спикером НСГ Владимиром Кысса. - Дальше будем работать, чтобы эти законы были приняты и вступили в силу до 23 декабря».
Но 10 декабря депутаты НСГ, не дожидаясь 23-го числа, приняли решение о приостановлении участия своих представителей в работе группы до принятия соответствующих законопроектов в парламенте РМ.
«Я знаю принцип работы с Кишиневом, они хотят заморочить нам голову, втянуть нас в дискуссию, а на деле ничего не делать», - заявил депутат НСГ Фёдор Яниогло.
Обещанные Игорем Додоном законы приняты не были: пропрезидентская Партия социалистов не стала выдвигать соответствующую инициативу. Но и резкой позиции НСГ хватило ненадолго: гагаузские избранники готовы заново рассмотреть вопрос о своём участии в деятельности РГ.
Диалог между НСГ и парламентом, каким бы он ни был, происходит на уровне законодательных органов власти. Формально у президента Додона нет полномочий оказывать какое-либо влияние на деятельность РГ. В качестве надёжного гаранта выполнения каких-то договорённостей он также не смог себя зарекомендовать. Поэтому в контексте предстоящей сессии НСГ, казалось бы, более уместным был бы приезд спикера парламента и председателя ПСРМ Зинаиды Гречаной. Но для главы государства, который в этом году рассчитывает повторно получить президентский мандат, этот визит важнее.
Тема РГ и разработанных ею «гагаузских законопроектов» давно вышла за рамки государственной политики и превратилась в источник политического капитала для партий, в первую очередь, для ПСРМ и президента Додона. По мнению депутата НСГ Георгия Лейчу, который является сопредседателем РГ от Гагаузии, то, как проходит диалог Комрат-Кишинёв, в частности, в рамках совместной депутатской платформы, является «индикатором государственности». «Властям выгодно разыгрывать гагаузскую карту на выборах и держать этот вопрос на привязи, привлекая электорат обещаниями или пугать регионом остальную часть страны, создавая имидж сепаратистов», - сказал Лейчу в эфире передачи Nokta Live.
Обещания Додона властям Гагаузии и его же оправдания, что без парламентского большинства ничего не получается добиться, завели отношения главы государства и жителей автономии в замкнутый круг, из которого гагаузы пытаются выйти. Получится ли? Все зависит от руководства региона и, в частности, его видения дальнейших отношений с «гарантом».
Пытаясь продвинуть свою повестку в отношениях с руководством страны, власти Гагаузии пробовали и путь переговоров, и путь демонстративных демаршей. То, что ни один из них не привёл к заметному прорыву, наводит на мысль, что дело, возможно, не только в выборе правильной стратегии, но и в качестве её реализации. Тот же ультиматум НСГ от 10 декабря не только не достиг цели, но вообще остался незамеченным кишинёвскими политиками.
Что касается президента, то визит в Комрат поможет ему оценить, насколько прочны его позиции в Гагаузии за без малого год до электоральной гонки. Гагаузский избиратель отличается тем, что голосует за своего фаворита на национальных выборах консолидированно. В этом Игорь Додон мог лично убедиться и в ходе парламентских кампаний 2014-го и 2019 годов, и на президентских выборах 2016 года. Однако как гагаузы могут подарить «золотой голос» - так в равной степени они могут и устроить политические похороны.
Пытаясь объяснить депутатам НСГ факт невыполнения своих обещаний касательно рабочей группы, Игорь Додон попытается получить от гагаузов ещё один кредит доверия. Проблема в том, что для многих в Гагаузии у президента плохая кредитная история, и все новые его заверения воспринимаются без энтузиазма. В Комрате готовы слушать не обещания, а гарантии. Утром - стулья, вечером - деньги. Сначала дела, потом голоса на выборах - так настроены в регионе.
Печать