Над действующим созывом Воронежской облдумы, полномочия которого истекают в 2020 году, нависла угроза роспуска. Губернатор Александр Гусев рискует остаться без регионального парламента и законодательной ветви власти, а воронежцы - без своих законных (точнее, теперь в основном уже незаконных) представителей. Проблема в антикоррупционных изменениях законодательства, принятых, в том числе, с подачи депутата Госдумы от Воронежской области Андрея Маркова, согласно которым региональные депутаты не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также не вправе участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организацией.
Тревогу по поводу судьбы воронежских, да и не только воронежских, парламентариев забил телеграм-канал «Незыгарь». По его сообщению, изменения в закон «О противодействии коррупции», к которым оказался причастен воронежский депутат Госдумы единоросс Андрей Марков и которые вступили в силу до Нового года, в период трансфера заложили под региональные заксобрания и партию «Единая Россия» настоящую бомбу.
«Одна из статей содержит прямой запрет для всех депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ на участие в управлении коммерческой или некоммерческой организацией, - констатировал телеграм-канал. - Во многих региональных заксобраниях основная часть депутатов приезжает лишь на сессии, денег за участие в работе не получает, но успешно работает. Как правило, именно директорами и руководителями крупнейших коммерческих структур региона. И им придется либо сложить с себя полномочия в бизнесе, либо сдать мандаты, что чревато потерей кворумов для многих заксобраний и последующими новыми выборами. То есть существенной дестабилизацией ситуации в регионах в период трансфера». «Ограничения для региональных депутатов, - заключил «Незыгарь», - выглядят тем более странно, что по отношению к муниципальным депутатам авторы закона подошли более нежно - запреты вводятся лишь для тех, кто работает на постоянной основе».
И действительно, статья 12.1 закона «О противодействии коррупции» была изложена в варианте, согласно которому лица, замещающие госдолжности, а также депутаты региональных заксобраний не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц и не вправе участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организацией. По факту речь идет о полном запрете на коммерческую деятельность вне зависимости от того, на какой основе депутат занимает должность - на постоянной или без отрыва от основной деятельности.
«Согласно статье 13.1 того же закона, в случае установления нарушения государственный служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия, - подтвердила газета «Коммерсантъ». - И для региональных парламентов такое развитие событий может оказаться критическим: многие депутаты совмещают законодательную работу с коммерческой деятельностью».
«Возможно, депутаты Госдумы просто не в курсе, что их региональные коллеги в основе своей денег за депутатство не получают и трудятся на основном месте работы, - предположил «Незыгарь». - Так или иначе, а «Единая Россия» уже озаботилась неожиданной проблемой и собирает информацию с мест. По многим регионам количество депутатов-руководителей от «ЕР» достигает 80% от состава фракции».
Во многих региональных заксобраниях в связи с изменениями в законодательстве возникла паника. К примеру, по сообщению телеграм-канала «Рязанский защитник», «в Рязанской облдуме под действие нового закона о противодействии коррупции подпадает 61% депутатов. 21 представляет «Единую Россию» и один КПРФ. Для кворума вроде бы не критично, тем не менее депутаты серьезно паникуют, и тема нового закона затмила президентские поправки в Конституцию и смену правительства.
«Невысокий процент депутатов, подпадающих под действие нового закона, объясняется тем, что число депутатов, работающих на освобожденной основе, в Рязанской облдуме получается выше среднего по стране, - объяснил телеграм-канал. - Они не управляют предприятиями и организациями (ну кроме единичных случаев НКО, но из их руководства легко выйти) и могут спокойно готовиться к сентябрьским перевыборам. А вот те, кто указан в законе, уже приостанавливают расходы в одномандатных округах, которые начали в преддверии выборов. Хотят получить ясность».
Но в Воронежской облдуме, в отличие от рязанских коллег, пытаются сохранять если и не спокойствие, то лицо. По крайней мере на уровне руководства. «Все спокойно работают, никаких проблем нет, даже те парламентарии, кто теоретически подпадают под действие нового закона, - заявил лидер реготделения «Единой России» и спикер Воронежской облдумы Владимир Нетесов. - Всем очевидно, что налицо ошибка, которую скоро устранят». «Нынешний состав областной думы был сформирован в 2015 году, - добавил Нетесов, - и все депутаты на 100% подходят под нормы 184-го закона (о принципах организации законодательных органов. - ред.)».
Впрочем, соавтор нового закона, депутат Госдумы единоросс Андрей Марков настроен более пессимистично. «На приведение (региональных заксобраний. - ред.) в соответствие с федеральным законом отводятся три месяца, - рассказал он «Коммерсанту». - Если все оставить как есть, то в марте наступит срок, когда прокуратура будет вынуждена реагировать, и региональные заксобрания действительно могут лишиться большей части своих депутатов. 184-й закон о законодательных органах не решит проблему, поскольку прокуратура все равно будет опираться на профильный закон. По моему мнению, нужно внести изменения в том месте, где оказалась коллизия. И неважно, будет ли поддержана законодательная инициатива конкретного субъекта Федерации или же депутатов, главное - решить проблему».
Марков лукавит. Группа депутатов Госдумы уже вынесла на рассмотрение совета по законотворческой деятельности фракции «Единой России» в нижней палате поправки, возвращающие в закон «О противодействии коррупции» формулировку «на постоянной основе». То есть запрет на коммерческую и некоммерческую деятельность в случае утверждения корректировки нормативного акта коснется только региональных депутатов, работающих на постоянной основе. «Проблема известна руководству партии и Госдумы, регионы в массовом порядке обращаются к нам, - сказал Марков. - Надеюсь, что вопрос так или иначе разрешится». Как выяснилось с его слов, перед первым чтением в Госдуме законопроект о внесении изменений в закон «О противодействии коррупции» содержал иные формулировки: запрет на коммерческую и некоммерческую деятельность распространялся только на народных избранников, работающих на постоянной основе. Но потом что-то пошло не так, и сам Марков не знает, кто именно поставил Воронежскую облдуму действующего созыва на грань роспуска, а выборы облдумы нового созыва, намеченные на сентябрь 2020 года, - под угрозу срыва.
Печать