Фото с сайта: pixabay.com
Новый закон о гражданстве Индии. «Бхаратия джаната парти» делает очень большую ставку на этот закон. По всей видимости, такой ставкой может быть только перетасовка индийских граждан с целью отлучить от возможности голосовать группы, менее лояльные БДП, и дать гражданство и право голоса более лояльным. А в стратегической перспективе речь идет о формировании «Хинду раштры» — нации индусов.
С конца прошлого года в Индии не прекращаются массовые протесты против поправок к закону о гражданстве (CAA), которые проводит в жизнь правящая «Бхаратия джаната парти» (БДП), партия правого толка, исповедующая индуистский национализм.
Согласно новой редакции закона, индуисты, сикхи, буддисты, джайны, парсы и христиане, приехавшие из соседних стран (Афганистана, Бангладеш и Пакистана) могут рассчитывать на ускоренное получение гражданства Индии. В законе указывается, что речь идет о тех, кто приехал в страну до 2015 года. Однако воспользоваться CAA могут люди, совсем не имеющие документов.
Противники закона считают, что он ущемляет права мусульман и нарушает светский характер государства.
Ситуацию обостряет то, что руководство страны намерено в 2021 году создать так называемый Национальный реестр граждан (NRC). Чтобы попасть в него, человек должен доказать свое гражданство с помощью документов, что может быть очень проблематично для беднейших жителей страны. Опасно и то, что окончательное решение о включении человека в NRC принимают местные чиновники.
Один из лидеров оппозиционного «Индийского национального конгресса» (ИНК) Рахул Ганди заявил, что CAA и NRC, раскалывающие страну, продвигают фашисты. Разберемся, что значит это его заявление, и почему он считает возможным назвать БДП, продвигающую поправки, фашистами. Для этого нам понадобится немного окунуться в историю страны.
Еще до провозглашения независимости в индийском обществе появилась плеяда политических и общественных движений, исповедующих индусский национализм. Некоторые из таких организаций открыто проявляли свою симпатию к европейским фашистам. В основу их взглядов легла концепция «хиндутвы» (дословно — «индусскость»), которую впервые сформулировал философ Винаяк Дамодар Саваркар (1883–1966).
Приверженцы хиндутвы считают, что органичными индийскими религиями являются индуизм, сикхизм, буддизм, айявари и джайнизм. Ислам и христианство они считают чужеродными для индийской культуры. Неприятие приверженцев этой доктрины вызывает также коммунизм. Их общественным идеалом является восстановление «Хинду раштры» — нации индусов. Это должно происходить на основе возрождения индуистской культуры.
По мнению бывшего профессора Делийского университета, общественного деятеля Ачина Ванайка, поправки к закону о гражданстве и создание Национального реестра граждан изначально направленны на создание «Хинду раштры». При этом Ванайк не открывает какого-то большого секрета. Правящая в Индии БДП и не скрывает, что в основе ее идеологии лежит хиндутва. При этом сама партия тесно связана с организацией «Раштрия сваямсевак сангх» (РСС, в пер. с хинди: Союз добровольных слуг родины).
Это военизированная националистическая организация, чурающаяся политики в привычном понимании этого слова. Она существует с середины 1920-х годов. Огромное значение РСС придает культурному и социальному аспектам своей деятельности. Ее дочерние организации создали множество школ, благотворительных организаций и клубов.
Именно член РСС Натхурам Годзе 30 января 1948 года убил Махатму Ганди. Показательно, что после прихода БДП к власти в 2014 году начались попытки реабилитации Годзе. Ему предлагали поставить памятник, а один из представителей БДП во время предвыборной кампании в 2019 году назвал Годзе «патриотом». Однако, столкнувшись с негативной реакцией общества, он был вынужден извиниться.
Долгое время индуистские националисты оставались в тени. Это связано с тем, что первые 30 лет после провозглашения независимости в 1947 году власть в стране была сосредоточена в руках ИНК, который во многом наследовал идеи Махатмы Ганди. При этом в руководстве ИНК продолжали (и продолжают) находиться потомки Махатмы Ганди и Джавахарлала Неру — первого премьер-министра независимой Индии.
После первого поражения ИНК на выборах в 1977 году партия еще несколько раз возвращалась к руководству страной. Последний раз доминирующее место в нижней палате индийского парламента Лок Сабхе (Народная палата) ИНК получил в 2009 году. И уже на следующих выборах в 2014 году партия потерпела сокрушительное поражение и получила в Лок Сабхе лишь 44 места из 543.
Правящей партией стала «Бхаратия джаната парти». В 2014 году она завоевала в нижней палате парламента 282 места, а на выборах весной 2019 года усилила свои позиции и взяла 303 места. Такие результаты отчасти объясняются тем, что выборы в Лок Сабху проходят по мажоритарной системе.
Заметим, что, несмотря на все существенные коррективы в идеологии «Индийского национального конгресса», он всегда был нацелен на то, чтобы сохранять национальный и религиозный баланс. Для такой многоликой страны, как Индия, это крайне важное обстоятельство. Достаточно сказать, что Индия является страной, в которой исламское население одно из самых больших в мире, хотя доля мусульман составляет лишь около 13%.
БДП же, напротив, сразу позиционировала себя как партия, ориентированная на индуистский национализм. Одну из ключевых ролей в политическом рельефе Индии партия приобрела с начала 1990-х годов.
В 1996 году БДП впервые получила наибольшее число мест в Народной палате. Однако оно не позволило БДП сформировать правительство. Через два года коалиция во главе с БДП также одержала верх на выборах, но конфликт внутри альянса опять привел к новому голосованию. В результате в 1999 году Национальный демократический альянс во главе с «Бхаратия джаната парти» укрепил свои позиции и смог сформировать правительство, которое руководило страной с 1999 по 2004 год. После неожиданного провала БДП на выборах в 2004 году партия ушла в оппозицию и вернулась к власти в 2014 году.
Фактически принятие поправок к закону о гражданстве — это реализация предвыборных обещаний «Бхаратия джаната парти». Еще накануне выборов 2014 года партия в своей программе пообещала предоставить «естественный дом» преследуемым индуистским беженцам.
В 2016 году правительство внесло в парламент законопроект о поправках в закон о гражданстве. Он предполагал право на облегченные условия получения гражданства для представителей религиозных меньшинств, въехавших в Индию из Пакистана, Афганистана и Бангладеш.
Предложенные поправки в 2016 году вызвали массовые протесты в северо-восточной части Индии, в частности, в штате Ассам. Но тут стоит отметить, что если ИНК и индийские коммунисты критикуют CAA слева, то в Ассаме их критикуют справа. Там настаивают, что послабления нельзя давать никаким нелегальным мигрантам, независимо от их вероисповедания. Так, против нового закона о гражданстве в связи с ситуацией в Ассаме выступила ультраправая партия «Шив сена» (в пер. с санскр. — «Армия Шивы»), являющаяся традиционным союзником БДП.
Разберемся, почему этот штат на востоке Индии так важен в связи с комбинацией NRC и CAA. Поправки в закон о гражданстве там посчитали нарушением так называемого Ассамского соглашения 1985 года. Речь идет о соглашении правительства Индии во главе с Радживом Ганди и лидерами так называемого Ассамского движения, направленного против центральной власти. Конфликт был связан с притоком в штат иммигрантов, прежде всего из Бангладеш.
Отметим, массовая миграция из Бангладеш (который до 1971 года входил в состав Пакистана и носил название Восточный Пакистан — прим. ИА Красная Весна) была вызвана геноцидом, который осуществляли на его территории пакистанские войска и ультраправые исламистские группировки.
Конфликт начался из-за того, что в Западном Пакистане были обеспокоены подъемом бенгальских националистических настроений в Восточном Пакистане. 25 марта 1971 года правительственные войска начали операцию «Прожектор», целью которой была систематическая ликвидация бенгальской национальной интеллигенции. Индия начала поддержку бенгальских партизан и после провокации Пакистана вмешалась в войну на стороне Бангладеш. В результате поражения Пакистана Бангладеш обрел независимость.
Ассамское сопротивление породило чудовищные вспышки насилия против бангладешских мусульман. Самая жестокая из них получила название «резня в Нелли». Утром 18 февраля 1983 года толпа местных жителей с разных сторон напала на деревню Нелли и убивала всех попадавшихся на пути. Число жертв, по официальным данным, составило 2191 человек, большинство из которых женщины и дети. Впрочем, официальный доклад комиссии, расследовавшей это страшное событие, до сих пор засекречен.
Согласно соглашению, достигнутому с индийским правительством, власти обязаны депортировать из Ассама всех беженцев и мигрантов, прибывших в Ассам после 25 марта 1971 года (после начала военных действий в Бангладеш). Таким образом, предоставление гражданства каким бы то ни было мигрантам в Ассаме считают нарушением этого соглашения. В штате также опасаются нового потока мигрантов из Бангладеш, которых может мотивировать CAA.
Как мы уже говорили, закон был внесен в парламент еще в 2016 году. В нижней палате парламента он был одобрен, но верхняя палата, Раджья сабха, отказалась его принимать. Причиной тому послужили массовые протесты на северо-востоке страны и, в частности, в Ассаме.
После этого БДП несколько скорректировала закон. В той его версии, которая была утверждена парламентом, говорится, что новые поправки не будут действовать на части территории Ассама. Это, однако, не помешало тому, что самые жесткие протесты против CAA опять вспыхнули в этом штате.
Тут стоит добавить, что БДП вместе с союзниками полностью контролирует Законодательное собрание Ассама. Особая ситуация с мигрантами в штате делала его лояльным этой партии, известной своей антимигрантской риторикой. Однако, продвигая непопулярный закон и открывая огонь по протестующим боевыми патронами, «Бхаратия джаната парти» фактически наносит удар по собственной социальной базе. Это при том, что выборы в Заксобрание штата состоятся уже в следующем году.
Насильственно продвигая поправки, БДП настраивает против себя союзников в парламенте штата. Из этого может следовать только то, что «Бхаратия джаната парти» делает очень большую ставку на этот закон. По всей видимости, такой ставкой может быть только перетасовка индийских граждан с целью отлучить от возможности голосовать группы, менее лояльные БДП, и дать гражданство и право голоса более лояльным. А в стратегической перспективе речь идет о формировании «Хинду раштры» — нации индусов.
Печать