Фото с сайта: pixabay.com
Причина - невыполнение осеннего решения парламентской фракции, направленного на улучшение ситуации в сфере социального сиротства.
Напомним, впервые эту тему члены фракции обсудили в октябре прошлого года. В частности, отвечая на вопросы депутатов о ситуации в Забайкалье в сравнении с соседними регионами, министр Инна Щеглова отмечала, что в других субъектах показатель по количеству детей, находящихся в замещающих семьях, достигает порой 98%. В Забайкалье же он пока равен 76%. «Наша задача – сделать все возможное, чтобы дети находились не в учреждениях, а жили в семьях», - отметила министр.
По последним данным ведомства, сейчас в Забайкалье порядка 4,5 тысяч детей-сирот находятся в замещающих семьях. При этом порядка 1,5 тысяч детей нуждаются в устройстве в семьи, то есть числятся в региональном банке данных, из них 90% – это подростки.
Как отмечала министр в предыдущий раз, в целях стимулирования граждан к принятию на воспитание детей-сирот в 2018 году в Забайкалье был увеличен размер денежного вознаграждения приемным родителям (за одного ребенка – 4160 рублей, за двух детей – 8320 рублей, за трех детей – 10400 рублей). «Предполагалось, что такая мера позволит увеличить количество принимаемых детей в семьи, но ожидаемого эффекта это не принесло. На протяжении последних двух месяцев мы мониторим ситуацию в других субъектах, и приходим к мнению, что вознаграждение надо увеличить все-таки до прожиточного минимума ребенка. Сегодня он составляет 11280 рублей. Это было бы более логично», - отмечала министр в октябре 2019 года.
Тогда же Инна Щеглова сообщила депутатам, что ведомство готовит соответствующие расчеты и обоснование, чтобы выйти с конкретными предложениями на главу региона и краевой Минфин. Парламентарии, в свою очередь, попросили главу ведомства предоставить им подготовленную информацию, пообещав поддержать министерство в благом начинании.
Однако, как выяснилось по истечении четырех месяцев, октябрьские договоренности так и остались на бумаге – никаких расчетов и предложений со стороны профильного ведомства так и не поступило. При этом позиция министерства, по словам замминистра Татьяны Колчановой, остается прежней: они «рады бы» увеличить вознаграждение. К тому же есть масса обращений и жалоб от опекунов на то, что выплаты не дотягивают до прожиточного минимума.
«Так в чем же дело? – недоумевали депутаты. – Где обещанные предложения и расчеты?»
По словам Татьяны Колчановой, по примерным подсчетам ведомства, на увеличение вознаграждения до прожиточного минимума уже имеющимся приемным семьям потребуется дополнительно порядка 500 миллионов рублей. «По сути, мы сегодня не в состоянии сами определить источники финансирования», - признала докладчик. В 2018 году, по ее словам, вознаграждение удалось увеличить за счет введения категории ранжирования. То есть, если раньше размер вознаграждения зависел только от количества детей, то теперь он зависит еще и от возраста детей. По замыслу ведомства, мера должна была простимулировать людей брать в семью детей старше 14 лет. Положительный результат, - сообщила Татьяна Колчанова, есть: только за последние полгода порядка 50 подростков были переданы именно в приемные семьи. Других же возможностей увеличить размер вознаграждения министерство не видит.
Однако депутаты еще раз призвали ведомство придерживаться прежних договоренностей и все-таки подготовить долгожданные предложения. «Ваше дело – предложить, наше – обеспечить поддержку», - подчеркнул глава фракции Алексей Бутыльский.
В том, что бороться за увеличение выплат необходимо, уверен и уполномоченный по защите прав детей Иван Катанаев. Общее количество детей-сирот, по его оценке, в Забайкалье остается довольно большим. Единственным способом серьезно повлиять на ситуацию омбудсмен считает материальное стимулирование приемных семей. В этом случае все зависит от возможностей субъекта. В Бурятии, к примеру, приемные семьи в качестве вознаграждения ежемесячно получают порядка 25 тысяч на одного приемного ребёнка.
По итогам обсуждения депутаты фракции поручили Министерству труда и социальной защиты населения края создать рабочую группу с участием детского омбудсмена и всех заинтересованных сторон, чтобы совместно проработать осенние рекомендации фракции – они остаются на контроле депутатов. Рассмотреть их еще раз парламентарии намерены теперь уже осенью 2020 года.
Печать