Фото с сайта: pixabay.com
Вот уже несколько лет такое важное дело, как аренду машин для некоторых депутатов Госдумы от Татарстана, доверяют министерству юстиции республики. Минюст, будучи заказчиком, занимается этим с особой щепетильностью: подбирает для народных избранников не просто Mercedes'ы и Toyota, но и требует машины определенного цвета и даже с конкретным госномером. Но где же поставщикам, среди которых каким-то образом оказались турагентства, общественники, овощные рынки, взять такие авто? Возможно, они могут угодить заказчику, потому что связаны с депутатами?
Inkazan проанализировал закупки минюста РТ, связанные с арендой транспорта для представителей Татарстана в Госдуме. Материал написан по данным сайта госзакупок и системы «СПАРК-Маркетинг».
Казанской «Плодоовощной базой» руководит Алмаз Ганиев, он же является бенефициаром. Де-юре Ганиев также владел «Нурлатским конным заводом имени Сибагатуллина Ф.С.», который в момент существования был единственным в республике предприятием, которое занималось разведением племенных лошадей. Де-факто конный завод — это детище человека, в честь которого оно названо, то есть Сибагатуллина.
Окончательно убедиться в том, что поставщик автомобиля не чужой депутату человек, можно благодаря словам Сибагатуллина, которыми он комментировал местным СМИ банкротство конного завода:
«Мы давно продали «Татнефти» этот конезавод. Этим занимался мой человек — Ганиев», — говорил народный избранник.
Минюст заключил контракт с «Плодоовощной базой» в лице ее директора Лозенко Владислава Эдуардовича. Однако, по данным «СПАРК-Интерфакс», ни директором, ни совладельцем он не является — он вообще нигде не указан. Единственная информация, которую выдает поисковик об этом человеке — это его данные в городском справочнике. Некий Лозенко Владислав Эдуардович 1988 года рождения проживает в одной квартире с матерью, отцом и братом. В картотеке арбитражных дел тоже встречается его имя, но связанное не с компанией, а с ДТП, в которое он попал.
Минюст вообще делал странные закупки у «Плодоовощной базы». С 2017 по 2019 год министерство арендовало нежилое помещение в 18 «квадратов» на Адоратского, 65 — это продуктовый рынок «Привоз». Именно по этому адресу зарегистрировано ООО «Плодоовощная база». Для чего министерству потребовались площади фруктово-овощного базарчика?
Странности наблюдаются и в датах заключения сделки. Один из контрактов ограничивался сроком с 1 января по 30 ноября 2017 года, хотя заключен он был лишь 15 февраля. Интересно, что в договоре аренды стоят подписи Лозенко, Глуховой и Сибгатуллина, но никто не поставил под ними дату подписания. Источник финансирования закупки на 237 тысяч рублей – бюджет Татарстана.
Странность с датами заключения и начала контракта замечена и в контрактах на аренду этого здания и в закупках на декабрь-октябрь 2017-2018 года. В дальнейшем закупки на аренду автомобиля (за ноябрь-декабрь 2018 года, на весь 2019 год) проводились без таких странностей. Похожая ситуация сложится и у других депутатов.
И это еще не всё: похоже, у минюста все документы смешались в одну кучу. Иначе как объяснить то, что Сибагатуллину дали на подпись контракты на аренду помещения на рынке? Его подпись в документах, связанных с машиной, объяснима. Но «Плодоовощная база» официально не имеет отношения к Сибгатуллину.
У народного избранника есть автомобили и в личном автопарке: с 2011 года в сведениях о доходах декларируются Mercedes-Benz E500 и внедорожник Mercedes-Benz G500. У его супруги был люксовый кроссовер BMW X3, который в 2014 году пропадает, а в 2017-м в декларации появляется внедорожник Mercedes-Benz ML 350 4MATIC.
Машину Toyota Сamry для Ирека Зиннурова арендовали у казанской компании «Пилот Сервис». Ее нынешний директор и бенефициар Ибрагим Шарафиев нигде не «засветился», кроме как в реестре разрешений на перевозку пассажиров легковым такси. На него была зарегистрирована тоже Toyota Сamry, но с другим регистрационным номером.
До 2016 года ООО «Пилот Сервис» принадлежало Татьяне Когогиной — дочери гендиректора ПАО «Камаз» Сергея Когогина. Иногда его супругу Альфию Когогину можно увидеть на мероприятиях с участием других депутатов, в том числе Зиннурова. Например, в январе 2017 в аэропорту «Шереметьево» они встречали спортсменов команды «КАМАЗ-мастер», одержавшую победу на ралли-рейдах «Дакар 2017» и «Африка Эко Рейс 2017».
Компания сдает в аренду машину для Зиннурова с 2016 года — в того момента, когда он избрался в Госдуму.
В 2016 году Зиннуров задекларировал на себя Chevrolet TrailBlazer GMT 360, в дальнейшем этот автомобиль в документах не фигурировал.
Альфия Когогина
Автомобиль
Чтобы подобрать автомобиль для Когогиной, далеко ходить не стали. Mercedes-Benz E350 4MATIC депутату предоставило челнинское ПАО «Камаз», которое возглавляет ее муж Сергей Когогин.
Странность некоторых контрактов заключается в том, что их будто бы подписали уже после того, как сделки вступили в силу. Например, согласно документам, услуги должны были оказываться с 1 января по 31 декабря 2018 года, а договорились заказчик и арендодатель только 9 апреля.
От имени арендодателя контракт в 2016-м подписывала заместитель корпоративного директора по управлению имуществом, начальник отдела недвижимости «Камаза» Елена Гаврилова. В июне прошлого года ее задержали по подозрению в фальсификации протоколов аукционов при продаже металлической стружки и занижении цен на лоты и товары. В августе уголовное дело в отношении сотрудницы предприятия прекратили с формулировкой «за отсутствием состава преступления».
В 2017-2020 годах Mercedes был заменен на серебристую Toyota Сamry. За годы аренды автомобилей у «Камаза» было потрачено больше 8 млн рублей. В основу расчетов легли контракты с 2013 года, хотя договоры с минюстом на аренду автомобилей были с марта 2012-го. Однако система госзакупок выдает ошибку при попытке открыть документы.
Это не единственные автомобили, на которых ездит семья Когогиных. В декларации за 2018 год на народную избранницу был задекларирован Mercedes-Benz CLS 500 4Matic, а на ее супруга — BMW M6, Land Rover Defender.
Казанское ООО «Роял Хаус», которое зарегистрировано как турагентство, сдавало двум депутатам Госдумы автомобили. Все закупки, в которых участвовала компания — минюстовские. И все связаны с предоставлением автомобилей депутатам. По тому же адресу, что и «Роял Хаус» — на Ершова, 18 — находится офис компании «Лайфтур». Эта же компания организовывала состязания и мероприятия для КНИТУ и школы по стендовой стрельбе, которые посещал Бариев.
Один из совладельцев «Роял Хаус», у которого 50% в уставном капитале компании, - Эмир Харисов. Это не чужой Бариеву человек — им много приходилось пересекаться по работе. В 2010 году Бариев стал исполнительным директором и генеральным секретарем Олимпийского комитета России. В тот же год Харисов стал членом комитета.
С 2005 по 2010 год Бариев возглавлял министерство по делам молодежи, спорту и туризму РТ, Харисов тоже работал в ведомстве, но пришел позже — с 2010 года работал помощником первого заместителя министра по делам молодёжи и спорту.
Кроме того, Бариев регулярно посещает мероприятия по рок-н-роллу. Эти соревнования проводит Федерация акробатического рок-н-ролла и буги-вуги Татарстана. Ее возглавляет Харисов. К тому же, последний является помощником неназванного депутата Госдумы шестого созыва. Бариев это или кто-то другой - данную информацию выяснить так не удалось.
В Instagram можно найти фото, когда Бариев пришел на закрытие сезона состязаний по акробатическому рок-н-роллу.
В 2019 году и Бариев, и Харисов входили в коллегию министерства спорта РТ.
Связь между депутатом и вузом проследить несложно: ректор Асия Тимирясова и Павлова точно знакомы. Народная избранница регулярно выступает перед студентами ИЭУП. Ее общественная приемная функционирует на базе Юридической клиники университета.
В 2017 году Асия Тимирясова вошла в состав экспертного совета комитета по социальной политике, труду и делам ветеранов Госдумы РФ — его возглавляет Павлова.
Вместе они ездят по районам по депутатским делам Павловой. В 2017 году благодаря ее стараниям студенты ИУЭП получили возможность проходить стажировку в Госдуме. Наставником молодых людей стала сама депутат.
Согласно декларациям, опубликованным на сайте Госдумы, своих автомобилей у Павловой нет.
Автомобиль для Минкина закупали у АО «Евроасфальт групп», принадлежавшего ныне недействующей ООО «ДСК». Этой компанией с 2010 года и до своего закрытия через различные структуры или напрямую владела Фания Чунина. Их с Минкиным фамилии «пересекаются» в казанском ООО «КДК». В 2010-2011 годах организацией руководила Чунина, в 2014-м на пять месяцев кресло директора занял Минкин, чтобы потом вновь передать его Чуниной.
Основная деятельность поставщика «Евроасфальт групп» вовсе не услуги по аренде машин, а производство битуминозных смесей. Он участвует в госзакупках с 2016 года, и всегда заказчиком оказывался минюст, которому требовался автомобиль для определенного депутата — Минкина.
В декларациях депутата нет упоминаний автомобилей, на него и на его супругу зарегистрирован лишь прицеп.
Арендодателем серебристого Mitsubishi оказались общественники — Совет молодёжных организаций Республики Татарстан. Его возглавляет или возглавлял минимум до 2015 года сам депутат Гильмутдинов. Ситуация с руководством запутанная: в различных официальных источниках председателем указывается именно он, но почему-то в закупках в этом качестве в этой графе появляется другое имя — Камиль Нотфуллин.
Чем сейчас занимается Совет молодежных организаций, помимо предоставления автомобиля своему (экс-)председателю, выяснить не удалось. Последнее упоминание организации встречается в новости о фестивале тюркской молодежи в 2018 году.
«Свежие» контракты на аренду Mitsubishi от 2017 года предусмотрительно подписаны Нотфуллиным или его заместителями. Но, например, еще в 2013-м Гильмутдинов сам ставил подпись.
Совет молодежных организаций предоставляет депутату машину минимум с 2010 года. За это время он назаключал контрактов с минюстом на 12,7 млн рублей, фактически было оплачено 11 млн. Когда заказчик объявлял закупку в 2011-м, то аренда автомобиля как-то оказалась в категории «Вода питьевая». Год спустя сфера деятельности была исправлена на «перевозка пассажиров».
Согласно декларации Гильмутдинова за 2018 год, на него не зарегистрировано никаких машин. Автомобиль есть только у его жены — это Suzuki
Компания «Новые арендные технологии», поставщик автомобиля для Хайрова, появилась после расформирования ООО «Налоговые известия», основная деятельность которого - издательская. «Налоговые известия» - это журнал, который выпускался при поддержке УФНС по РТ до 2019 года.
Вот что о нем говорил Хайров в интервью журналу «Элита» в 2006 году:
«Помимо активного участия представителей службы в радио- и телепрограммах, мы выпускаем специализированный журнал «Налоговые известия», который хотим сделать настольной книгой наших бухгалтеров».
Бенефициар в обеих компаниях, по данным «СПАРКа», один и тот же - Горбунова Юлия. Она входила в общественный совет при татарстанском управлении налоговой службы. Это же имя встречается в контракте с УФНС на аренду 2 тысяч «квадратов» под офис на улице Гарифьянова, 2 — по тому же адресу находится межрайонная инспекция налоговой. По начальным (максимальным) ценам это должно было обойтись бюджету в нынешнем году почти в 12 млн рублей за 11 месяцев аренды. Также «Новые арендные технологии» предоставляли структурам налоговой помещения практически с момента своего создания: компания появилась в конце 2015-го, а связи с ФНС прослеживаются с 2016 года. Ни с кем, кроме как налоговой службой и минюстом, «Новые арендные технологии» госконтракты не заключают.
Возвращаясь к народному избраннику, можно сказать, что Хайров предпочитает менять арендуемые автомобили: если в 2018 году это был Mercedes-Benz GL 350 Bluetec, то на 2020 год для него взяли белый Volkswagen Tiguan.
Хайров - уже не первый депутат, у которого наблюдаются расхождения в дате подписания договора и сроком его действия: то есть контракт действует с января до конца сентября, а заключен он только в середине сентября. А потом стороны объявляют сделку расторгнутой при исполнении на 0 рублей, и происходит это 29 декабря.
Собственный автопарк семьи Хайровых тоже немаленький: на его супругу задекларированы Mercedes-Benz S 500 4MATIC, Porsche Cayenne, а до 2013 года был еще и Chevrolet Cruze, на самого депутата зарегистрированы прицепы и мотоцикл Yamaha. А в декларации за 2015-й рядом с его именем указана машина Toyota Highlander.
Для Хайруллина автомобили заказывали у двух компаний — ООО «Восток Автотранс» и ООО «Восток транс». Первую возглавляет Гатин Фирдавес Флюнович, второй организацией он руководил с 2014 по 2017 год.
Гатин входит в совет директоров АО «Эдельвейс групп», входящую в империю семьи Хайруллиных. Также он являлся членом совета директоров «Татарстанских зерновых технологий», которые входят в АО «Эдельвейс корпорейшн». Кроме того, в 2008 году Гатину, Илшату и Айрату Хайруллиным принадлежало по 19% марийэльского производителя безалкогольных напитков «Аладэя». Сейчас компания является недействующей.
И это только отдельные примеры — в разные годы Гатин владел или совладел компаниями, связанными с Хайруллинами и «Эдельвейсом».
Одной из компаний, предоставлявших автомобиль Айрату Назиповичу, «Восток транс», принадлежал вертолет Bell 406, который потерпел крушение 7 февраля.
«Восток транс» в разные годы предоставлял различные автомобили: Toyota Land Cruiser в 2017-м, Mercedes-Benz S 500 4MATIC в 2016-м и Mercedes S600 в 2014-2015 годах.
Это одни из самых крупных закупок, проводимых минюстом для депутатов Госдумы от Татарстана. Например, в 2014 году на аренду автомобиля ведомство готово было выделить 1,7 млн рублей, год спустя — около 2 млн рублей, в 2017 году — 1,3 млн рублей.
Машины тех же моделей, которые заказывались минюстом, а именно Mercedes-Benz S 500 4MATIC и Mercedes S600L, можно обнаружить в декларациях Хайруллина за 2011-2017 годы.
Со второй половины 2017 года транспорт брался в аренду у «Восток Автотранс». Вплоть до 2020-го это был Toyota Land Cruiser 200.
Итоги
Больше всего вопросов вызывает не то, что депутатам арендуют Mercedes и внедорожники — ведь у народных избранников бывают дела в районах республики и в других регионах или важные мероприятия, куда необходимо приехать на солидном автомобиле. Смущает то, что практически все контракты, описанные выше, заключались без проведения конкурсных процедур, с закупкой у единственного поставщика. Заказ сразу же отдавали компаниям, для части которых услуги по аренде транспорта — не их основная деятельность. Например, почему такие закупки было решено отдавать турагентствам или плодоовощным базам? Возможно, дело в том, что поставщики — это не чужие депутатам компании. Может ли быть такое, что основанные их бывшими коллегами или их менеджерами, которые для соблюдения закона де-юре руководят бизнесом, по факту принадлежащим депутату?
К тому же, непонятно, почему за «автомобильные» закупки отвечает минюст Татарстана. Эту традицию, судя размещенным в «СПАРК-Маркетинге» документам, заложила Лариса Глухова, которая возглавляла министерство юстиции РТ с 2013 по 2017 год. Именно ее подпись стоит в договорах со стороны арендатора. После смены руководства в ведомстве летом 2017-го закупочную эстафету принял нынешний министр Рустем Загидуллин.
Еще одна интересная деталь: в договорах стоят подписи сторон, но редко когда можно увидеть дату подписания. Да, она есть в шапке документа, но почему день и год «забывают» прописать рядом с росчерками?
Inkazan не первым обратил внимание на подозрительные закупки, а лучше сказать заказы республиканского ведомства для парламентариев. В 2016 году вышло расследование Фонда борьбы с коррупцией о закупках для представителя Татарстана в Госдуме. Претензии возникли к тому, что в условиях контракта прописаны конкретные госномер, VIN, номер ПТС. Это не позволяет другим потенциальным подрядчикам побороться за заказ. Затем «Бизнес Online» дополнил расследование, обнаружив аналогичные закупки для других депутатов — от коммуниста Василия Лихачева до главного лоббиста «Камаза» Альфии Когогиной.
С тех пор минюст стал осторожнее: теперь практически нигде нельзя встретить госномер, VIN автомобиля в госзаказе. Но до сих пор из года в год кочует очень подробное описание требуемой машины — модель, цвет, мощность двигателя. В большинстве случаев требования не меняются, будто бы депутаты каждый раз хотят одно и то же авто. Также теперь минюст скромно называет закупки «Аренда автотранспортного средства с экипажем», тогда как раньше прописывалась фамилия депутата. Например: «Аренда автотранспортного средства, связанное с обеспечением выездных мероприятий депутат Государственной Думы В.Н.Лихачева».
Не может не вызывать вопросы и расхождение даты подписания контракта и начало его действия.
Во всех случаях, помимо того, что арендодатель предоставляет машину в круглосуточную аренду, он же должен позаботиться о страховании по КАСКО и ОСАГО, нести расходы по содержанию, заменять резину, убираться в салоне, оплачивать бензин и даже «оказывать своими силами услуги по управлению автомобилем» — то есть предоставлять водителя.
Inkazan направил запрос в министерство юстиции по всем интересующим вопросам. На момент публикации материала ответ не поступил.
Печать