Фото с сайта: pixabay.com
Приказ регионального министерства социальной политики № 400 признан Свердловским областным судом правомерным – документ соответствует действующему законодательству и не нарушает прав детей.
Таким образом, иск об оспаривании приказа, оформленный руководителем фонда «Я особенный» Александриной Хаитовой, был отклонен.
Конфликт, напомним, развернулся вокруг поправок в нормы предоставления социальных услуг, в частности, психологических тренингов для детей с нарушениями в развитии. Ранее такая помощь могла оказываться «по мере необходимости». По мнению чиновников, эта формулировка позволяла учитывать сразу несколько социальных услуг указанного вида в рамках одного занятия. Власти обнаружили, что коллизией могут воспользоваться недобросовестные НКО, поскольку занятия субсидируются из регионального бюджета. Так, злоумышленники могли незаконно завышать объемы предоставленной детям помощи.
Согласно новому приказу, который и пытались оспорить волонтеры, психологические тренинги для детей, имеющих нарушения в развитии, можно проводить до двух раз в месяц, а социально-психологические консультации - не больше двух раз в год. Активисты уверены: заявленного количества занятий для качественной реабилитации недостаточно, а предположения о широких возможностях для мошенников по крайней мере некорректны.
«Есть стандарт социальных услуг. Его разрабатывает региональный чиновник из минсоцполитики. В стандарте указано время оказания услуги, например: «Оказание услуги длится до 40 минут». При этом все здравомыслящие люди понимают, что это время должно быть оплачено заказчиком, то есть министерством социальной политики Свердловской области. Есть тарифы, которые тоже разрабатывает региональный чиновник, за одну услугу: 3,66 рубля, 1,06 рубля, 63 рубля, 174 рубля. А теперь почитаем федеральные законы: федеральные законы говорят нам, что организация, оказывающая социальные услуги, должна возмещать все свои расходы. Исходя из этого, организация законно оказывает услуги столько минут, сколько ей оплачивается этими тарифами, при этом не нарушая стандарт. Поэтому в жульничестве и в подтасовке фактов впору обвинить тех чиновников, которые дают подобные комментарии про детские организации. Сами они не пойдут на работу, где им за 40 минут рабочего времени будут платить 3,66 рубля, включая налоги!» - рассказала инициатор иска Александрина Хаитова корреспонденту ЕАН.
Волонтер добавила, что НКО, которые входят в реестр поставщиков социальных услуг, оказывают одну услугу не на протяжении 40 минут, а в течение такого количества времени, какое будет оплачено исходя из их затрат.
«При этом в 40 минутах услуг может получиться четыре, например. Это не нарушает закон! Но чиновники теряют деньги, которые до этого оставляли себе. Поэтому и был введен в действие приказ № 400, сокращающий количество социальных услуг. С этой коррупционной ситуацией мы и боремся», - пояснила Хаитова.
С позицией волонтеров не согласились ни суд, ни прокуратура. Представитель надзорного ведомства, присутствовавший на решающем заседании, отметил, что прав детей-инвалидов приказ № 400 не нарушает. Кроме того, областные власти напомнили, что проект приказа обсуждался на заседании общественного совета министерства социальной политики Свердловской области, а также в рамках круглого стола с поставщиками (в том числе негосударственными) социальных услуг.
Добавим, что автор иска Александрина Хаитова давно конфликтует с областными властями. Разногласия возникли из-за бюджетных средств. Волонтер заявила, что министерство социальной политики не выплатило ей положенные 3 млн рублей за оказанные фондом «Я особенный» социальные услуги, сославшись на ошибки в документах.
В отсутствие денег сотрудники фонда не могли продолжать нормальную работу. Более того, волонтеры едва не лишись арендуемого помещения. Возникший общественный резонанс помог «сгладить» проблему – часть средств активисты все-таки получили. В октябре власти пообещали предоставить фонду помещение, однако, по словам Хаитовой, затянувшиеся переговоры до сих пор ни к чему не привели.
«Мы от этого сильно не зависели. Все свои проекты мы перевели на дистанционный формат. У нас только рассылка идет на 3 тыс. электронных адресов. Есть канал в YouТube – более 3 тыс. подписчиков, несколько групп в социальных сетях, с общим охватом до 15 тыс. человек. Это позволяет продолжать нам свою деятельность. Но обидно, что теперь мы не можем больше оказывать помощь детям руками», - посетовала Хаитова.
С решением Областного суда волонтеры и активные родители «особенных» ребят соглашаться не намерены. Более того, они хотят оспорить вынесенное решение.
«Сейчас наша цель – довести ситуацию до конца, сделать ее открытой и максимально понятной для всех. Родителям не объясняли, что происходит. Теперь мы собрали активную группу, проверили и разъяснили все эти документы, собрали, на наш взгляд, достаточно веские аргументы. Мы вооружены, чтобы биться дальше. Мы убедились в том, что правы. Это решение мы будем обжаловать, а ситуацию - освещать на всех площадках. Не остановимся – точно, пойдем вплоть до ЕСПЧ», - пообещала Хаитова.
Печать