Фото с сайта: pixabay.com
Чтобы противостоять шокам из-за падения курса рубля и последствий коронавируса, каждая третья компания уже изменила кадровую политику, каждая пятая планирует урезать зарплаты, показало исследование Центра стратегических разработок, с результатами которого ознакомился РБК.
В мартовском опросе участвовали топ-менеджеры 500 компаний микро-, малого, среднего и крупного бизнеса различных отраслей.
Экономия на сотрудниках
«Пессимизм тотально преобладает в бизнес-сообществе в России», — констатировала руководитель центра социально-экономических исследований Центра стратегических разработок (ЦСР) Лора Накорякова на презентации результатов опроса в Москве. Опрос выявил самый высокий уровень неопределенности в финансовом секторе, недвижимости, транспорте и сфере обрабатывающих производств. Наибольший оптимизм выявлен в секторе энергетики и добычи ресурсов.
Почти каждая третья опрошенная компания (29%) уже оптимизировала фонд оплаты труда — перевела сотрудников на удаленную работу с меньшей зарплатой, сократила штат и зарплаты, перевела часть работников на контракты. 40% планируют принять такие решения в будущем.
Каждая вторая компания говорит, что, вероятно, снизит численность сотрудников примерно на 13%.
Каждая пятая планирует снизить зарплаты.
«Первое, что сейчас может начать делать бизнес, — это экономить на сотрудниках», — выразил опасения бизнес-консультант, член экспертного совета федеральной сети фитнес-клубов X-FIT Константин Вехов. Чтобы этого избежать, правильнее было бы обнулить налог на прибыль, НДС, НДФЛ и страховые взносы, выплатить пособия по безработице сотрудникам закрытых по решению властей кинотеатров и фитнес-клубов, считает он.
Правительство уже решило предоставить бизнесу кредиты под 0% на выплату зарплат. Кредитованием предприятий займутся ВТБ и Сбербанк при поддержке Банка России. Премьер Михаил Мишустин пригрозил проверками за увольнения на фоне пандемии.
В топ-5 тревог бизнеса входят именно финансовые риски: вероятность дальнейшего ослабления рубля, кассовых разрывов из-за падения выручки, подорожание импортного сырья, материалов и оборудования, рост производственных затрат в России, снижение внутреннего спроса.
Каждая четвертая компания (26%) уже столкнулась с падением выручки, 44% прогнозируют снижение в будущем.
Каждая вторая компания (56%) отмечает, что коронавирус повлияет на возможность исполнять обязательства по уже заключенным контрактам.
Наиболее выгодный путь — попытаться договориться с контрагентами об изменении договоров или же сослаться на форс-мажор и снизить неустойки и штрафы за срыв обязательств, рекомендовал руководитель направления «Правовое развитие» ЦСР Максим Башкатов.
Где риск банкротств вышеСтоль высокий риск банкротств не наблюдался даже в последний кризис 2014 года, прокомментировала результаты опроса вице-президент ЦСР Екатерина Папченкова.
Каждая вторая опрошенная компания (63%) заявила о риске банкротства. Запас прочности очень низкий: вероятность банкротств высока, если не произойдет каких-либо положительных изменений в ближайшие пару месяцев.
Президент ввел мораторий на подачу заявлений кредиторов о банкротстве компаний и взыскании долгов и штрафов в ближайшие полгода. На аналогичный шаг ранее пошли Германия и Австралия.
Ущерб растянется надолгоНегативный эффект пандемии и связанных с ней ограничений для экономики будет волнообразным, считает руководитель направления «Налоговая политика» ЦСР Левон Айрапетян: «Компании различных секторов в разное время будут сталкиваться с последствиями кризиса».
Для некоторых секторов ущерб проявится в будущем, согласна начальник управления по коммуникациям и информационной политике ПАО «Объединенные машиностроительные заводы» Мария Рыбакова: «Мы допускаем, что действительно заказов станет меньше, и мы не сможем полностью доукомплектовать предприятия на следующий год».
Какие меры наиболее нужны88% компаний считают необходимой мерой налоговые льготы.
Бизнес наиболее заинтересован во временном снижении или обнулении налогов и страховых взносов, чем в отсрочке, подчеркивает Левон Айрапетян: «Когда шестимесячная отсрочка закончится, налоги все равно придется заплатить, и бизнес столкнется с двукратным скачком налоговой нагрузки».
Кроме льгот малому и среднему бизнесу точечные меры поддержки нужны и крупному, который обеспечивает МСП контрактами, считает руководитель направления по стратегическим проектам ГК «Сегежа» Дмитрий Касаткин.
По мнению главы бизнеса Sova Capital Игоря Бурлакова, власти недооценивают риск существенного снижения потребительского спроса, а нужно поддержать конечного потребителя.
Все развитые и многие развивающиеся страны приняли достаточно агрессивные монетарные и фискальные меры, отметил он. «По сути, меры в Европе и Америке — самые крупные за всю историю человечества и существенно превышают опыт 2008 года и Великой депрессии в США в 1929–1933 годах», — отметил Бурлаков.
Печать