Фото с сайта: pixabay.com
Руководителем администрации президента Афганистана станет Мохаммад Шакир Каргар. Указ об этом, по сообщениям источников «НГ» в Кабуле, уже подписал Мохаммад Ашраф Гани. Назначение Шакира Каргара на ключевую должность в президентском дворце «Арг» означает, что Ашраф Гани вновь договорился о стратегическом партнерстве с одним из самых влиятельных афганских политиков Мохаммадом Ханифом Атмаром, ранее возглавлявшим Совет национальной безопасности (СНБ) страны.
Уроженец северной афганской провинции Фарьяб 52-летний Шакир Каргар имеет репутацию умного, энергичного и прагматичного политика. Ранее он уже работал в команде Ашрафа Гани. С 2015-го по февраль 2019 года этот выходец из влиятельной узбекской семьи занимал пост специального представителя президента Афганистана по сотрудничеству со странами СНГ и Россией. В послужном списке Шакира Каргара также работа послом Афганистана в Азербайджане и министром торговли и промышленности в правительстве страны. Назначение на пост главы президентской администрации выводит господина Каргара в высшую лигу афганского политического класса, превращает его в одну из ключевых фигур в руководстве Афганистана.
Следует отметить, что Шакир Каргар является членом политической команды экс-главы СНБ Мохаммада Ханифа Атмара, который считается одним из самых влиятельных политиков в Афганистане. Именно при поддержке Атмара Каргар был назначен в 2015 году на пост спецпредставителя в странах СНГ. В феврале 2019-го Шакир Каргар без объяснения причин был уволен с этой должности - это произошло вскоре после публичного разрыва отношений Ханифа Атмара и Ашрафа Гани (экс-глава СНБ заявил о намерении баллотироваться на пост президента Афганистана и составить конкуренцию главе государства). «Особенности политической карьеры господина Каргара показывают, что он взлетал тогда, когда Ханиф Атмар укреплял свои позиции в афганской административной системе, и падал, когда эти позиции ослабевали», - заметил один из источников «НГ».
Новое назначение Шакира Каргара является признаком того, что президент Гани и Ханиф Атмар возвращаются к стратегическому сотрудничеству в рамках нового политического альянса. Слухи о возможном новом партнерстве Гани и Атмара ходили в афганском политическом классе и экспертном сообществе давно и усилились после того, как экс-глава СНБ отказался примкнуть к оппозиционной группе во главе с доктором Абдуллой Абдуллой, проигравшей президентские выборы. В январе 2020 года Атмар выступил с собственным планом урегулирования политического кризиса в Афганистане (см. НГ от 21 января). После этого слухи в Кабуле о скором возвращении экс-главы СНБ во дворец «Арг» в качестве союзника и партнера президента Гани еще больше усилились.
С появлением Шакира Каргара на посту руководителя президентской администрации возникает интригующий вопрос, какую должность в команде президента Гани может занять сам Ханиф Атмар. Некоторые источники «НГ» в Кабуле полагают, что он вернет себе прежний статус главы Совбеза страны (сейчас руководителем СНБ является доктор Хамдулла Мохиб). Не исключено также, что господин Атмар может стать новым министром иностранных дел, что автоматически серьезно повысит статус МИДа в структуре правительства Афганистана. Есть также версия, что Ханиф Атмар станет де-факто премьер-министром страны: хотя эта должность пока не прописана официально в Конституции, однако опыт «правительства национального единства» (ПНЕ) 2015-2020 годов показывает, что ее аналог (глава исполнительной власти) может появиться простым указом президента. Напомним, до недавнего времени главой исполнительной власти Афганистана являлся Абдулла Абдулла, занявший второе место в ходе президентских выборов 2019 года.
«Публичное восстановление политического альянса Атмара и Гани, безусловно, усиливает позиции действующего президента, - прокомментировали ситуацию кабульские источники «НГ». – Какую бы должность в итоге не занял Ханиф Атмар, он неизбежно станет «серым кардиналом» афганской политики, его влияние на принятие ключевых кадровых и политических решений в Кабуле очень серьезно усилится. Назначение Шакира Каргара на пост главы президентской администрации означает, что Ханиф Атмар, фактически, берет ее под свой контроль. Конечно, во дворце «Арг» будут, как обычно, конкурировать между собой за влияние разные группы интересов, однако, теперь голос группы Атмара будет звучать заметно громче».
Очевидно, что Ашраф Гани рассчитывает на содействие и политический авторитет Ханифа Атмара в решении самых актуальных вопросов – преодоление политического кризиса в стране, возникшего по итогам президентских выборов, диалог с «Талибаном» (организация запрещена в РФ), а также перезагрузка внешнеполитических отношений Кабула в связи с сокращением западного военного присутствия в Афганистане. По мнению ряда кабульских источников «НГ», уже в скором времени можно ожидать заметного снижения остроты поствыборного политического кризиса в стране и отказа ряда крупных фигур в оппозиционном лагере от продолжения конфронтации с президентом Гани.
Возвращение группы Ханифа Атмара в высший эшелон афганской административно-политической системы открывает новые возможности для российско-афганского сотрудничества. Разумеется, в том случае, если Москва откажется от своей не слишком результативной тактики игнорирования официального Кабула и поддержки отношений исключительно с оппозиционными группировками (от Хамида Карзая и некоторых функционеров бывшего «Северного альянса» до талибов). Сам Атмар имеет репутацию политика, поддерживающего идею многогранного партнерства с Россией. Его доверенное лицо Шакир Каргар в свое время получил диплом юриста в Санкт-Петербурге, прекрасно говорит по-русски и имеет очень широкие связи в Москве и других столицах постсоветских республик. Очевидно, что господин Каргар может быть влиятельным сторонником обновленного российско-афганского диалога. И этот диалог состоится, если, конечно, в Москве проявят к нему искренний интерес.
Печать