Президент Владимир Путин сделал своих полномочных представителей в федеральных округах координаторами борьбы с пандемией коронавируса. Одним из наиболее активных на этом фронте называют полпреда в УрФО Николая Цуканова. О том, насколько пандемия увеличит аппаратный вес Цуканова, какие задачи ему уже удалось решить и стоит ли ожидать обострения его отношений с губернаторами, – в материале «ФедералПресс».
«Цуканов старается взять контроль на себя»
Заявление президента Владимира Путина о дополнительных полномочиях глав регионов по борьбе с пандемией, прозвучавшее на прошлой неделе, широко обсуждалось политологами: одни видели в нем шаг к децентрализации, другие – усиление ответственности губернаторов. Меньше внимания было уделено другому тезису из обращения: президент поручил своим полномочным представителям в федеральных округах «плотно координировать работу регионов».
«Ситуация с распространением коронавируса достаточно критическая, поэтому следует ожидать усиления полпредов президента», – заявил корреспонденту «ФедералПресс» политолог Игорь Загарин.
Руководитель экспертного клуба Екатеринбурга, директор Института системных политических исследований и гуманитарных проектов Анатолий Гагарин считает, что масштаб усиления будет зависеть от личности полпреда и его поведения во время пандемии. К наиболее заметным он отнес полпредов в УрФО и ДФО Николая Цуканова и Юрия Трутнева.
«Они активно стараются взять контроль за ситуацией на себя», – заявил он корреспонденту «ФедералПресс».
Николай Цуканов подключился к борьбе с пандемией еще в январе, когда на территории УрФО появились первые подозрения на коронавирус. Тогда он провел совещание, на котором обсуждались, в частности, проверки пассажиров при помощи тепловизора. Кроме того, Цуканов высказал жесткую позицию в отношении чиновников, которые перекладывают ответственность друг на друга, и потребовал публиковать официальные сводки о распространении вируса, чтобы пресечь слухи.
В дальнейшем Цуканов регулярно проводил совещания по этой проблеме. Особое внимание он уделял Свердловской области, которая не только лидирует по числу заболевших в округе, но и получила полтора миллиарда рублей из федерального бюджета на борьбу с инфекцией. Полпред требовал не только обеспечить регион достаточным количеством тест-систем и мест в больницах, но и эффективно использовать поступившие деньги, а также оказывать поддержку малому и среднему бизнесу. Наиболее резонансным стал совместный визит Цуканова и свердловского губернатора Евгения Куйвашева в МВЦ «Екатеринбург-Экспо», где во время областных учений отработали разворачивание мобильного госпиталя.
По мнению Анатолия Гагарина, усилия Цуканова могут понадобиться в решении вопроса о поддержке малого и среднего бизнеса, а также в различных неординарных ситуациях, требующих решения на федеральном уровне. Так, Цуканов участвовал в переговорах о допуске в Россию гуманитарной помощи, собранной бизнесменом Игорем Алтушкиным. Тогда таможня отказывалась пускать самолет без длительных согласований и оплаты пошлин.
«Если полпреды и представители региональной власти берут на себя смелость, проявляют себя энергичными и результативными государственными деятелями, есть хороший результат. Я думаю, что такие случаи будут появляться, потому что закон не всегда успевает за теми ситуациями, которые возникают у нас», – прогнозирует Гагарин.
«Отмороженных губернаторов у нас нет»
Новая конфигурация, на первый взгляд, создает возможности для соперничества между полпредом президента и губернаторами, но политологи оценивают его вероятность как низкую.
«Президент, я думаю, сделает все возможное, чтобы конфликт не возник. Решить эти проблемы без синергетического взаимодействия между полпредами и губернаторами невозможно. Конечно, возможны определенные шероховатости, но к серьезным конфликтам это явно не приведет», – считает Игорь Загарин.
Спорные вопросы будут решаться в администрации президента, которая найдет консенсус, уверен он.
Существенного изменения расстановки сил не произойдет, говорит директор Центра европейско-азиатских исследований Андрей Русаков.
«Политически вряд ли что-то изменится, потому что на земле работают губернаторы. Полпред не является политическим лицом, потому что не принимает политических решений. Он информирует президента, эта роль даже в чрезвычайной ситуации не меняется. Он может делать заявления, анализировать ситуацию, но все-таки вовлечение полпредов – больше вопрос контроля», – объяснил эксперт корреспонденту «ФедералПресс».
Тем не менее рекомендации Цуканова будут влиять на политические решения глав регионов, в том числе и Куйвашева.
«У нас в округе нет таких отмороженных губернаторов, которые бы к мнению полпредов не прислушивались», – считает Русаков.
«Активное включение полпредов в процесс обусловлено целесообразностью удержания единого федерального контура в управлении сложной эпидемиологической ситуацией на местах», – заявила корреспонденту «ФедералПресс» политолог, член Общественной палаты
Екатерина Курбангалеева.
По ее оценке, баланс сил был немного нарушен, когда рабочая группа Госсовета во главе с мэром Москвы Сергеем Собяниным «перешла от рекомендательного режима в режим оперативного управления».
«Кроме того, после своего второго обращения президент дал губернаторам дополнительные полномочия предлагать те меры, которые адекватны и эффективны, исходя из ситуации в каждом конкретном регионе. Однако уже на выходных, по мнению правительства, некоторые регионы немного «перебрали с мерами», перекрыв административные границы. Именно в помощь федеральному центру в целях недопущения подобных ситуаций и привлечен сейчас «почти уснувший» институт полпредства. Возможности и ресурсы полпредов сейчас как нельзя кстати»+, – подытожила Курбангалеева.
Печать