Фото с сайта: pixabay.com
Польша заключила контракт на строительство морского газопровода Baltic Pipe из Дании. Что, по мнению местных политиков, приблизило страну к полному отказу от российского газа. Об этом сообщатся в пресс-релизе польской газотранспортной компании Gas System.
Известно, что подрядчиком нового проекта стала итальянская Saipem. Стоимость контракта 280 миллионов евро. Сообщается, что первые работы начнутся уже во второй половине 2020 года, а полноценные поставки по трубопроводу стартуют 1 октября 2022-го.
Газопровод Baltic Pipe должен связать месторождения на норвежском шельфе в Северном море с Польшей через Данию. Проект состоит из трех частей: соединение норвежских и датских газотранспортных систем, расширение инфраструктуры Дании и строительство «трубы» Baltic Pipe. Планируемая мощность газопровода 10 миллиардов кубометров в год.
Ранее, напомним, Варшава не раз декларировала намерение полностью отказаться от закупок российского газа. В конце прошлого года она заявила, что откажется от закупок природного газа в России по Ямальскому контракту с декабря 2022 года
Решение о разрыве контракта государственная нефтегазовая компания PGNiG анонсировала заранее, до фактического отказа от поставок российского газа, в соответствии с условиями соглашения, которое подразумевает, что сторона, которая принимает решение о прекращении сотрудничества, должна уведомить об этом контрагента за три года.
Президент правления PGNiG Петр Возняк объяснил это решение стремлением диверсифицировать поставки газа в Польшу. По его словам, они должно обеспечить безопасность поставок энергоресурсов в страну.
«Мы заключили долгосрочные контракты на поставку СПГ и покупку природного газа с норвежского континентального шельфа, в сочетании с деятельностью газотранспортного оператора по расширению системы газопроводов это позволяет нам отказаться от Ямальского контракта в первоначально установленные сроки», — рассказал Возняк.
Напомним также, что в 2016 году PGNiG подала в суд на «Газпром» и «Газпром экспорт», потребовав снизить стоимость газа. В 2018 году Стокгольмский арбитраж вынес промежуточное решение, поддержав требования Варшавы. Он признал право Польши требовать скидки на газ, объяснив это тем, что «Газпром» на протяжении многих лет отказывался менять цену. В результате поставляемый с Ямала газ оказался намного дороже газа на европейских рынках.
В PGNiG тогда заявили, что ожидают от «Газпрома» снижения стоимости газа до рыночного уровня. Однако «Газпром» посчитал, что в снижении цены на газ суд Польше отказал, лишь признав за ней потенциальное право требовать скидки.
В конце марта этого года PGNIG заявила, что имеет право на возврат 1,5 миллиарда долларов, поскольку, по ее мнению, суд «изменил формулу, по которой в рамках Ямальского контракта определяется цена российского газа для Польши, в пользу уменьшения стоимости в связи с ее непосредственной связью с котировками природного газа на европейском энергетическом рынке». При этом новый порядок должен быть распространен и на прошлые периоды, за которые PGNiG уже рассчиталась с «Газпромом».
Что теперь? Польша действительно прощается с российским газом? Реально ли строительство морского газопровода Baltic Pipe приблизит страну к этому?
— Если поляки действительно собираются разорвать все отношения с «Газпромом», то — да, — уверен эксперт аналитического портала Rubaltic.ru Алексей Ильяшевич. — Baltic Pipe — ключевой элемент стратегии польской энергетической независимости. Его мощности (ориентировочно 10 миллиардов кубов в год) вкупе с американским СПГ (минимум 5 миллиардов) будет вполне достаточно, чтобы полностью закрывать внутренние потребности страны. Вопрос только в том, сколько это будет стоить?
У той же Норвегии с добычей газа дела обстоят не очень: по итогам 2019 года добыча сократилась примерно на 6%. Если такая тенденция продолжится, откуда норвежцам брать излишки для Польши? А не будет излишков — придется конкурировать за те объемы топлива, которые традиционно предназначаются для других стран.
— Подрядчиками строительства стали итальянцы. В схеме также задействованы датчане. У итальянцев, норвежцев и датчан тут чисто коммерческий интерес или еще и политический?
— У итальянцев и датчан — вряд ли. А норвежцы, конечно, не прочь проложить еще один маршрут доставки своего газа. Опять-таки: чем больше потребителей конкурирует за товар, тем он ценнее. В остальном от строительства Baltic Pipe никто не пострадает и не выиграет.
— А американский СПГ? Насколько он может заменить Варшаве российский трубопроводный газ?
— С технической точки зрения — никаких проблем. 5 миллиардов кубов в год способен принимать действующий терминал в Свиноуйсьце К тому же его собираются расширить. Есть планы по строительству и второго терминала. Но все упирается в цену.
Если поляки готовы переплачивать за свою «энергетическую независимость» — пусть платят. Если будут умнее, то продолжат сотрудничать с «Газпромом», используя Baltic Pipe и СПГ-терминал в качестве страховочных вариантов. И в качестве аргумента, который позволяет «сбивать» цену на российский газ.
Если получится «толкать» втридорога ненужный американский СПГ какой-нибудь Украине, то вообще здорово для Варшавы. Такие планы у нее тоже есть.
— Польша уже который год все отказывается и отказывается от всего российского. Зачем? Это политические заявления?
— Чисто политическое решение польских властей. Берут пример с Украины, которая напрямую не закупает российский газ с 2015 года. Только Варшава хочет пойти еще дальше и отказаться от продукции «Газпрома» как таковой.
Сроки отказа определены довольно точно: так называемый Ямальский контракт действует до 31 декабря 2022 года. Продлевать его Польша не собирается. Следовательно, поставки туда российского газа с 2023 год прекратятся. К этому времени как раз должен быть достроен Baltic Pipe.
Но я не уверен, что PGNiG и «Газпром» действительно прекратят сотрудничество. Как запоют поляки, если Россия предложит им выгодный ценник? Поживем — увидим.
— А для России потеря польского газового рынка будет иметь какое-то значение вообще?
— «Газпром» за польский рынок не держится — не такой уж он и важный. Ключевые рынки сбыта нашего топлива находятся западнее. А на Польшу приходится примерно 10 миллиардов кубов российского газа в год. Это чуть больше 5% от общего экспорта в Европу. К тому же, если Варшава будет замещать продукцию «Газпрома» поставками по Baltic Pipe, то кому-то придется восполнять недостаток норвежского газа в других европейских странах (к примеру, в Германии). Как думаете, кто это сделает? «Газпром» — самый вероятный кандидат.
— Для Европы «газовый» вопрос стал политическим аргументом. Сможем ли мы когда-нибудь торговать с ней без политики, как с тем же Китаем?
— В Европе и дальше будет идти «окопная война» между энергетикой и политикой. Поэтому действовать нужно зеркально.
Европа ослабляет позиции «Газпрома», называя это диверсификацией? Тогда мы тоже должны заниматься диверсификацией поставок — искать новые рынки сбыта в Азии, бороться за Китай, с которым тоже не все так просто. В противном случае можно оказаться в ситуации, когда Европа действительно обойдется без импорта российского газа (по сути, она уже может). А мы по-прежнему привязаны к европейскому рынку.
— Контракт на строительство газопровода из Норвегии приблизить Польшу к отказу от российского газа сможет. И уже приблизил, — считает доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Вадим Трухачев. — Весь вопрос в том, сколько будет стоить польскому бюджету такое «приближение». Складывается впечатление, что отказ от российского газа существенно скажется на бюджете Польши.
— Надолго ли хватит запасов Норвегии? Может, они не только Польшу в силах снабжать?
— Учитывая выход к Арктике, недра Норвегии могут содержать немало газа. Но его сложно добывать и себестоимость очень велика. Поэтому не факт, что норвежский газ даже полностью покроет польские потребности. По крайней мере, в ближайшие лет 10.
— А американский СПГ? Насколько он может заменить Варшаве российский?
— Покупка сжиженного газа в США — вообще вещь сугубо политическая. Он слишком дорогой, чтобы не «влететь» Польше в «лишний миллиард» долларов. Или, как минимум — миллиард злотых. Опять же — такая покупка очень напоминает поговорку: «Назло бабушке отморожу себе уши».
— В Польше ранее высказывали мысли снабжать американским газом еще и соседей. Типа стать региональным энергетическим хабом. Насколько эти «хотелки» приближены к реальности?
— Смотря — каких соседей. Германию она снабжать точно не будет. Чехия и Словакия много не купят. Они полностью рвать с Россией не готовы. Литва сама хочет стать «газовым узлом». Белоруссия может купить немного.
Разве что Украине Польша сможет что-то перепродать.
— Польша уже который год планирует отказаться от российского газа. Зачем? Это политические заявления?
— В Польше у власти русофобы-фанатики. Они искренне считают, что разрыв с Россией пойдёт стране на пользу. А заодно и ударит по нам. И они готовы принести в жертву этой идее большие деньги.
Пока у власти будет партия «Право и справедливость», там не изменится ничего.
— Реально ли Польше полностью отказаться от российского газа?
— Реально. Но ей придётся заплатить очень большую цену. И Евросоюз полностью эти траты не возместит.
Пока рейтинг у власти в Варшаве высокий. Но если у неё кончатся деньги на выполнение больших социальных обязательств — он упадёт. Поляки в массе своей, конечно, не любят Россию, но платить за эту нелюбовь резким уменьшением содержимого своего кошелька не готовы.
Печать