Фото с сайта: wikipedia.org
Общественное обсуждение исполнения бюджета за 2019 год было организовано в дистанционном формате и состоялось только со второй попытки. С первого раза это не получилось из-за слишком большого количества желающих в нем поучаствовать. Все ли из них приняли участие во второй попытке, история умалчивает. Но дискуссия по поводу количества участников имела место. Ее инициатором стал депутат Евгений Лазарев, не упускающий ни одной возможности, чтобы покритиковать администрацию города и напомнить о себе средствам массовой информации. В этот раз он говорил проводившему общественной обсуждение заместителю мэра Алексею Карапузову, что городской администрации должно быть стыдно, и обсуждение бюджета нельзя признать состоявшимся, потому что, мол, в нем приняло участие всего 32 человека.
Будь на месте Алексея Геннадьевича кто-то другой, упрек может быть и мог бы сработать. Но зам главы горадминистрации Карапузов — человек, отвечающий за компьютерное обеспечение работы мэрии (да и городской думы — тоже), за всю онлайн-составляющую работы городской администрации, за все порталы-сервисы, обеспечивающие современные форматы взаимодействия муниципалитета с горожанами. Поэтому учет участников обсуждения был организован четко. И помимо тех, кто подключился к трансляции в ZOOМе, были учтены и все те, кто смотрел трансляцию обсуждений по ссылке на сайте городской администрации и задавал вопросы по электронной почте. Общее число участников обсуждения составило 162 человека, что даже больше, чем обычное число участников обсуждений в зале заседаний городской думы в привычном офф-лайн формате.
Что касается призыва к введению внешнего управления, то эта тема не получила дальнейшего развития. Потому что ее исходная предпосылка: невозможность города существовать только на собственные доходы — ни для кого не новость, но это вовсе не означает финансовой несостоятельности.
Да, действительно, собственные доходы городского бюджета составляют 43,8%, а поступления из вышестоящих бюджетов — 56,2% всех поступлений. Ну и что? Город получает деньги по различным федеральным и региональным программам. И тратит их на выполнение этих программ. В логике депутата Лазарева город, что, не должен заниматься приведением в порядок дорожной сети (нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»)? Или не надо благоустраивать городские парки и скверы? (федеральный проект «Комфортная городская среда»)? Да, формирование городской среды вызывает споры и дискуссии. Но там надо погружаться в конкретику каждого обсуждаемого места, вспоминать историю, знакомиться с нынешним состоянием окружающей застройки, обсуждать разные варианты будущего. Это сложнее, чем просто считать деньги.
Реконструкция существующих школ и строительство новых происходит в рамках нацпроекта «Образование». Рекультивация Шуваловского полигона — в рамках нацпроекта «Экология». Перечислять все проекты и программы, в рамках которых Нижний Новгород получает деньги, можно долго. Но все это деньги «связанные». Заранее расписано, на что их предстоит потратить. И, вот досада, депутаты городской думы никак не могут в это вмешаться.
То есть, вмешаться-то можно. Но не с наскока, при голосовании по бюджету, а приняв участие в заседании профильной комиссии и обсуждении конкретики предстоящей реализации того или иного нацпроекта и федеральной или региональной программы. Именно предстоящей. То есть, обсуждение идет еще на стадии формирования предложений по включению города в ту или иную программу.
Евгений Иванович говорит, что городу надо «биться за источники доходов». И городская администрация это делает, используя любые возможности участия в нацпроектах и федеральных программах. Включился в еще одну федеральную программу — получил федеральное финансирование, вот и дополнительный источник поступления в бюджет. Это можно делать на уровне муниципалитета. А вот изменять федеральное законодательство могут только депутаты Государственной думы. Даже региональные законодательные органы могут только выступить с законодательной инициативой, но ее могут и не рассматривать. Может быть Евгений Иванович видит себя уже думцем? Но и в Государственной думе депутаты, имеющие свое мнение по каждому вопросу проигрывают в результативности тем, кто выбирает себе сферу приложения сил, углубляется в конкретику и работает в одном направлении (ну, максимум в двух-трех).
Скорее всего депутат Лазарев ностальгирует по временам, когда распределение денег в муниципальном бюджете носило более волюнтаристский характер. Что город собрал, то депутаты и поделили. А как поделили? Тогда инициатор каких-то изменений в бюджете вынужден был договариваться с другими группами депутатов, чтобы обеспечить большинство своему предложению. И иногда судьбу голосования решал один голос. Наверное, Евгений Иванович тогда чувствовал бы себя как рыба в воде. Но сегодня другие правила игры. И дело не только в партийных списках и других моментах организации выборов. Поменялся сам характер работы депутатов. От них теперь требуется больше профессионализма и системности в их депутатской деятельности. Требуется участие в процессе выработки решений, а не только голосования «за» и «против». Причем в этом процессе выработки участвуют и представители исполнительной власти (как муниципальной, так и региональной), и отраслевые специалисты. И это процесс растянутый во времени, и по большей части (кроме своего завершения) не приуроченный к календарю заседаний гордумы. А главное, это процесс не очень-то публичный. Участвуя в нем трудно прославиться.
Печать