Пандемия COVID-19, ставшая испытанием на прочность для всех стран, повсеместно обострила межэтнические отношения и миграционные процессы. Об этом говорится в докладе Московского бюро по правам человека «Проявления расизма, ксенофобии и миграционные процессы в условиях пандемии коронавируса».
Документ на минувшей неделе представил директор бюро, член президентских советов по развитию гражданского общества и правам человека и по межнациональным отношениям
Александр Брод. Выступая на онлайн-конференции на площадке МИА «Россия сегодня» эксперт отметил, что пандемия во всем мире воспринимается как серьезная угроза. Например, в США доля обеспокоенных распространением COVID-19 в марте составляла 70%, в Великобритании коронавирусом были напуганы 48% населения, такая же доля граждан опасалась заболеть и в России.
«Пандемия произвела эффект разорвавшейся бомбы для мировой экономики и национальных экономических систем», — особо подчеркнул докладчик и отметив, что за последние три десятилетия мы были свидетелями нескольких глобальных вызовов, ни один из них не менял нашу жизнь так стремительно, как этот. Не случайно экс-министр экономического развития, а ныне помощник президента Максим Орешкин назвал нынешнюю ситуацию худшим кризисом со времен Второй мировой войны. По оценкам экспертов Внешэкономбанка, реальные доходы россиян в апреле–июне упадут на 17,5%. Безработица за тот же период вырастет до 7% (против 4% в 2019 году) — то есть чуть ли не вдвое.
«Наблюдается и рост ксенофобских настроений в неблагоприятных условиях прямых экономических, политических и социальных рисков», — перешел к сути доклада Брод. Он напомнил высказывание генсекретаря ООН Антониу Гутерриша, считающего, что «пандемия продолжает вызывать цунами ненависти и ксенофобии, искать козлов отпущения и запугиваний» и призывающего к прекращению разжигания ненависти во всем мире.
«Глава ООН заявил, что настроения против иностранцев выросли в интернете и на улицах, распространялись антисемитские теории заговоров, антимусульманские атаки, связанные с COVID-19», — продолжил Брод, после чего начал детально разбирать ситуацию с ксенофобскими настроениями в разных странах. Например, в соцсетях Франции, Италии и ряде других государств распространилась китаефобия. Серьезную роль в этом сыграли высказывания высших должностных лиц США, заявляющих, что пандемия зародилась именно в Поднебесной, власти которой долгое время скрывали правду о новом коронавирусе. На почве агрессивной ксенофобии фиксировались и нападения на людей. Так, 23-летний китаец из Сингапура стал жертвой нападения в Лондоне. А 20 японских болельщиков еще в начале марта выгнали с футбольного матча команд германской Бундеслиги из-за опасения, что они заражены коронавирусом. Что характерно, с аналогичными проблемами столкнулись иностранцы и в Китае. «Активизация нетерпимости на национальной почве происходит в Польше, Индии, Грузии, даже в Китае в начале апреля иностранцы немонголоидных рас, живущие в этой стране, начали сообщать в соцсетях, что у них возникли бытовые проблемы в разных сферах. От покупки продуктов до использования общественного транспорта. Кого-то не пускали в метро, автобусы, кому-то отказывались сдавать жилье», — констатировал Брод.
В российских сегментах соцсетей, по словам Брода, усилилась антимигрантская риторика со стороны ряда радикальных националистических организаций, и не только их. «Мигрантофобия и распространение ксенофобных тезисов стали своеобразным фирменным стилем интернет-телеканала «Царьград», — указал правозащитник. При этом на отечественном рынке труда не без участия иностранцев значительно сократилось количество рабочих мест. Следующая проблема связана с возможным прибытием дополнительных партий трудовых мигрантов, потерявших работу на родине. Вряд ли россияне встретят гастарбайтеров с распростертыми объятиями, ведь в пост-коронавирусный период ряд граждан РФ и сами будут нуждаться в работе, в том числе и низкооплачиваемой.
На этом фоне возникают новые вызовы в сфере безопасности. Безработные мигранты — питательная среда для экстремистских идей, в которой могут развивать активность вербовщики террористических ячеек. В частности, 29 апреля в Екатеринбурге были ликвидированы трое сторонников ИГИЛ (террористическая организация запрещена в России), напомнил докладчик.
Растет в мигрантских сообществах и обычная преступность. Приезжие похищают не только деньги, но и продукты, нападают на дачи, частные владения, банкоматы. По официальной статистике МВД, за январь — март число преступлений, совершенных иностранцами, увеличилось на 2,5% примерно до 9,5 тысячи. И, напротив, увеличилось почти на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и количество преступлений в отношении иностранцев и лиц без гражданства. «Эти данные не могут не волновать. И не видно, чтобы властные структуры всерьез поднимали тему миграцию. Несколько раз она звучала в выступлениях вице-премьера Хуснуллина, главы минстроя Якушева, но системных мер, на наш взгляд, так и не было обозначено», — высказал свою обеспокоенность правозащитник, добавив, что, помимо государственных институтов, в решении проблем с мигрантами может оказать помощь и гражданское общество. Отчасти это происходит, правда, без массового участия россиян. В частности, Федерация мигрантов РФ ведет правовые консультации по горячей линии, развозит горячее питание, а Содружество Средней Азии организовало в Хабаровске хостел для мигрантов, где могут разместиться и получить регистрацию более 250 человек.
Брод также упомянул недавнюю встречу Владимира Путина с участниками акции «Мы вместе» в поддержку социально ориентированных организаций и предложил признать таковыми НКО, помогающие мигрантам адаптироваться и трудоустроиться, и ведут благотворительную деятельность в данной сфере. По мнению Брода, помимо указа президента от 18 апреля, упрощающего правовое положение иностранцев и лиц без гражданства, надо выработать и дорожную карту по развитию миграционной политики на период пандемии. Необходимы переговоры по линии СНГ и ЕврАзЭс для организации вывоза иностранцев, которые хотят вернуться домой. Также в докладе прописаны рекомендации по систематизации межведомственной работы по контролю над миграционными процессами, перераспределению потоков мигрантов (ведь, например, работодатели южных регионов России заявляют о нехватке рабочих рук для весенне-полевых работ). Брод подчеркнул, что отдельной проблемой является медобслуживание гастарбайтеров, которым мало кто занимался. А в нынешних условиях медицинские вопросы закономерно выходят на первый план.
Профессор университета управления, член экспертного совета при ГУ МВД по вопросам миграции Владимир Волох отметил, что «мигранты в период пандемии оказались в еще более сложном положении, чем россияне» по целому ряду причин. Тут и потеря работы без бонусов и гарантий, и невозможность уехать домой из-за закрытия границ, и отсутствие каких-либо запасов, денежной подушки безопасности, и необходимость арендовать жилье (где скученность квартирантов становится дополнительным фактором риска заразиться COVID-19). Продолжая мысль предыдущего оратора, ученый подчеркнул, что россияне по-разному относится к мигрантам, некоторые видят в них угрозу не только в плане конкуренции на рынке труда. Но, признавая наличие проблемы, Волох призывал не драматизировать ситуацию. Он сказал, что «необходимо глубоко анализировать сложившуюся обстановку и принимать взвешенные решения», потому что они могут «заложить либо фундамент, либо бомбу под будущее» — с точки зрения управления миграционными процессами, экономики и отношений с другими государствами.
Профессор согласился с Бродом и в том, что нужна дорожная карта, в которой учитывались бы все нюансы, связанные с миграционными процессами. Волох предложил, чтобы иностранцы работали в России без разрешительных документов, получали пособие и после 15 июня (как обозначено в указе президента). Советник полиции поддержал идею ряда организаций признать безработными иностранцев, потерявших в РФ работу.
Впрочем, наше общество пока не слишком волнуют подобные вопросы. Член президиума Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ, главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Владимир Зорин, сославшись на социологические исследования, констатировал, что вопросы межнациональных фобий, экстремизма занимают в общественном сознании 21-е место. Миграция находится где-то там же. «Благодаря здоровью нашего общества… мы имеем запас прочности и об алармическом состоянии этой темы мы можем не говорить», — оценил обстановку ученый, имея в виду то, что в данном случае тревожиться не стоит.
С другой стороны, ситуация с коронавирусом показала, что «ресурсы федерализма в нашей не исчерпаны», и выявила слабость миграционной политики в том, что «вопросы адаптации и интеграции мигрантов подвисли в межведомственном пространстве». По мнению Зорина, на федеральном уровне соответствующие законодательная и правовая базы не совершенны, что еще более актуально в регионах. Поэтому ответственные органы, включая Федеральное агентство по делам национальностей, МВД, должны улучшить координацию в рамках правительственной комиссии по миграции, отметил ученый
Альбира Крганов: «За стенами все обсуждают, говорят правильные вещи. Но нужна людям реальная помощь»Альбира Крганов: «За стенами все обсуждают, говорят правильные вещи. Но нужна людям реальная помощь»
Директор Центра этнополитических исследований Пятигорского госуниверситета Майя Аствацатурова согласилась с тем, что проблемы межэтнических отношений ушли на второй или даже на третий план. «Но у меня по этому поводу нет особых иллюзий, потому что такое равнодушие к этим проблемам связано с тяжелым экономическими положением населения, с тем, что на первый план вышли проблемы заработной платы, трудоустройства, будущего детей, доступа к образованию, качественным медицинским услугам. И не стоит расслабляться», — призвала эксперт. По ее мнению, важно то, что в докладе был поднят вопрос появления нового этнического страха — боязни китайцев и просто похожих на азиатов людей. Аствацатурова развила и тезис Зорина о ресурсах федерализма, которые следует направить, в том числе, и на достижение равного уровня развития регионов, равного материального положения и соцобеспечения людей в разных частях страны. Увы, эта идея остается утопической. Также эксперт посетовала на то, что полномочия, предоставленные Владимиром Путиным главам регионов, очень часто не подкреплены финансами. В результате местная власть оказывается в сложном положении, а население (на юге России и в ее центре) дестабилизируется.
Наконец очередь дошла до председателя Духовного собрания мусульман России Альбира Крганова. Член Общественной палаты РФ сначала напомнил о круглом столе, проведенном 30 апреля в ОП, на котором обсуждалась эти проблемы, а по его по итогам в Администрацию президента, правительство и МИД были направлены рекомендации.
Альбир хазрат тоже заявил, что необходима более четкая координация действий органов власти, порой заканчивающихся пшиком. «Люди сегодня нуждаются в конкретной, реальной поддержке. За стенами все обсуждают, говорят правильные вещи. Но нужна людям реальная помощь», — обеспокоенно сказал Крганов. По его словам, он общался по этому поводу с руководством исполкома СНГ, его секретарем Сергеем Лебедевым и представителями российского МИДа. Те говорят, что ориентируют посольства на работу с мигрантами, но, к сожалению, активной помощи от них нет — в частности, из-за сокращения персонала. Крганов призвал поднять проблему межнациональных отношений на более высокую ступень, доведя ее до уровня вице-премьера или даже премьер-министра: это даст больше гарантий того, что необходимые решения будут приняты. К слову Крганов упомянул, что в некоторых регионах возникли серьезные проблемы с мигрантами на границах. А в Новосибирск и Екатеринбург, после того, как прошла информация, что оттуда будут организованы перелеты в Узбекистан и Таджикистан, хлынули гастарбайтеры из других областей. Конечно, всем улететь не удалось, и местным властям пришлось даже обратиться к религиозным организациям за поддержкой в вопросе успокоения обстановки. А благодаря сенатору Сулейману Керимову скопившиеся в Дербенте мигранты были приняты в Азербайджане. «Это не очень афишируется, но власти разных стран не очень-то хотят принять у себя мигрантов… Из-за политкорректности политики об этом не говорят. Но мы об этом знаем», — обозначил еще одну проблему мусульманский лидер. Крганов отметил, что пандемия показала, кто из сотен организаций гражданского общества ведет реальную работу, а кто существуют лишь на бумаге. При этом Альбир хазрат не забыл похвалить себя: он сообщил, что Духовное собрание мусульман России раздало 5 тысяч гуманитарных пакетов с продуктами, каждый из которых стоит по 2 тыс. рублей. И призвал к раздаче такой помощи и другие организации, поскольку нуждающихся очень много.
Богдан Безпалько: «Мы будем вынуждены всех их ставить на учет как безработных, выплачивать пособия и так далее, и все это может обрушить инфраструктуру России»Богдан Безпалько: «Мы будем вынуждены всех их ставить на учет как безработных, выплачивать пособия и так далее, и все это может обрушить инфраструктуру России»Фото: «БИЗНЕС Online»
«Я НЕ СТОЛЬ ОПТИМИСТИЧЕН, ЧТО КСЕНОФОБИИ СОШЛИ НА НЕТ. ОНИ ПРИОБРЕЛИ ЛАТЕНТНУЮ ФОРМУ»
Руководитель сектора изучения миграционных и интеграционных процессов Института социологии РАН Владимир Мукомоль полагает, что нынешний кризис не столько породил новые проблемы, сколько обострил старые. Они связаны со страхами властей, местного населения и самих мигрантов и прежде всего завязаны на два вопроса — болезни и криминал в среде мигрантов. «Я бы не был столь оптимистичен, что ксенофобии сошли на нет. Они приобрели латентную форму. И мы сейчас видим, если вы посмотрите паблики: всплеск, что надо выгнать всех мигрантов из России, присутствует», — констатировал Мукомоль. Он призвал журналистов снизить градус конфронтационной риторики, отметив, что и правозащитники, и националисты тоже должны быть «трезвее». При этом, по его словам, сегодня многие москвичи на дачах стонут из-за невозможности найти выходцев из Средней Азии, которые еще недавно были готовы работать за копейки. Сейчас их не найти, а за оставшимися выстроилась очередь. «Хотелось бы привлечь внимание к тому, как лучше использовать труд иностранных работников», — заключил Мукомоль.
Член президиума Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям, политолог Богдан Безпалько добавил, что ксенофобия и расизм в России присутствуют, но по сравнению с США, где в супермаркетах (судя по видеозаписям) опасавшиеся заразиться коронавирусом американцы избивали китайцев, наше общество показало себя вполне толерантным.
При этом политолог с осторожностью относится к предложению зарегистрировать мигрантов в качестве безработных. Если сейчас на рынке труда сложился определенный баланс, то через год в страну могут заявиться, например, мигранты из Бангладеша, где живет примерно столько же людей, что и в России. «Мы будем вынуждены всех их ставить на учет как безработных, выплачивать пособия и так далее, и все это может обрушить инфраструктуру России», — обрисовал безрадостную картину Безпалько. По его словам, миграция — это определенный риск, на который человек идет сознательно, так что он должен быть готов к некоторым неудобствам. В то же время примерно 80% жалоб, которые поступают политологу от мигрантов, адресованы правительству их собственных стран. Претензии большей частью заключены в том, что людей бросили на произвол судьбы, не обеспечив возможность вернуться домой из России, где они потеряли работу. При этом те же самые государства не обеспечивают мигрантов в РФ самыми элементарными продуктами и не могут выдать им необходимые документы.
В завершении конференции докладчики ответили на ряд вопросов. В частности, было высказано опасение: мол, не спровоцирует ли рост заболеваемости COVID-19 возобновление работ на московских стройках — ведь именно там массово заняты мигранты, которые скученно живут и будут столь же массово пользоваться метро. На это Владимир Волох заметил, что надо быть бдительными и не стоит расслабляться, добавив, что на всех объектах установлены очень жесткие меры карантина, минимизирующие риск заразиться коронавирусом.
Печать