Фото с сайта: wikipedia.org
Коронавирус в Бразилии стал тем катализатором, что спровоцировал бурное кипение политической жизни страны, которая уже и осенью прошлого года казалась изрядно подогретой. Правда, сегодня крайне сложно прогнозировать, закончится ли все происходящее в стране импичментом Жаира Болсонаро или ему удастся пройти по лезвию ножа до следующих президентских выборов 2022 года.
Пятница стала далеко не самым удачным днем в политической жизни действующего президента. Верховный федеральный суд Бразилии направил в Генеральную прокуратуру прошение трех оппозиционных партий о проведении экспертизы личных смартфонов президента Жаира Болсонаро и его сына Карлоса - депутата муниципального собрания Рио-де-Жанейро. Их переписка в WhatsApp, по мнению оппозиции, может содержать сведения, подтверждающие обвинения о вмешательстве президента в ход коррупционных расследований Федеральной полиции в отношении его сыновей.
Свою оценку вероятности передачи телефона следственным органам Жаир Болсонаро высказал в присущей ему манере в интервью молодежному радио Jovem Pan:
"Подождите. Судья Верховного суда хочет телефон президента, который поддерживает контакт с некоторыми мировыми лидерами, из-за лживых новостей? Это шутка", - заявил президент, добавив. - "Они думают, что я мышь, чтобы отдавать свой телефон в этих условиях?"
Судьба президентского смартфона должна решиться в ближайшее время генеральным прокурором Бразилии Аугусто Арасом.
Второй удар от Верховного федерального суда Жаир Болсонаро получил чуть позже. По указанию судьи Селсо де Мело в пятницу была опубликована видеозапись совещания правительства от 22 апреля. На нем глава государства, не стесняясь в выражениях, говорит о намерениях вмешиваться в работу ведомств, среди которых и те, что ведут расследования в отношении двоих его сыновей. Именно это совещание во главе с президентом легло в основу обвинений бывшего министра юстиции Сержио Моро.
"У меня есть полномочия, и я буду вмешиваться в работу всех министерств без исключений", - говорил президент. - "Я не могу быть захвачен врасплох новостями. У меня есть Федеральная полиция, которая мне не дает информацию".
Во время своего выступления Болсонаро прямо заявил, что попытки вмешательства в работу некоторых ведомств он предпринимал и ранее, но они основывались лишь на желании защитить свою семью.
"Это низко лезть в мою семью, чтобы достать меня. Я уже пытался поменять нашу службу безопасности в Рио-де-Жанейро официально, но не смог! Кончено. Я не буду ждать, чтобы кто-то нанес вред всей моей семье или моим друзьям, потому что я не могу поменять кого-то из безопасности, кто принадлежит к нашей структуре. Поменяю! Если не смогу поменять, поменяю его начальника! Нельзя поменять его начальника? Поменяю министра! И точка! Мы здесь не в игрушки играем".
Уже через день после этого совещания правительство покинул самый популярный его министр - символ борьбы с коррупцией - Сержио Моро. Он сделал целый ряд заявлений, не отреагировать на которые с учетом их широкой огласки в СМИ было невозможно. Генеральный прокурор был вынужден начать разбирательства по озвученным Моро фактам.
Костью в горле Болсонаро стал бывший уже глава Федеральной полиции Маурисио Валейшу, который лично контролировал ход коррупционный расследований в отношении сыновей президента: сенатора Флавио и муниципального депутата Карлоса.
Но приведет ли этот скандал к импичменту Жаира Болсонаро, предугадать сложно. За президентом стоит армия, имеющая очень весомое положение в бразильской политической жизни. Его поддерживает треть населения. Кроме того, найдется немного политиков, готовых принять страну в ее нынешнем виде с системой здравоохранения на грани коллапса и надломленной экономикой, которая вряд ли успеет восстановиться до ближайших президентских выборов.
Печать