Конституция, как карта, показывает, куда движется страна. С момента принятия действующей Конституции России в 1993 году изменились страна и весь окружающий мир. А со старой картой, как известно, можно заблудиться и попасть в болото. Конституция всегда отражает ценности, традиции, суверенитет, государственное единство. Поэтому сейчас появилась необходимость закрепить на новом фундаменте окружающую реальность и изменения, происходящие, как внутри страны, так и за ее пределами.
Эпоха Путина во многом отличается от эпохи Ельцина. Я жил в России в 90-е, часто бываю там. Если за эти 30 лет человек не бывал в России, он не узнает страну. Изменились роль, место России и в глобальной политике. Социальные условия тоже совершенно другие, мы помним так называемые «лихие 90-е»: нищета, рушился рубль. И основы политической системы тоже поменялись. Россия стала более зрелой в политическом смысле. Помните, в 90-е годы были в моде либеральные подходы, тогда пробовали все новое, кое-что из этого было ошибочно, что-то получилось, но самое главное: за эти 30 лет сформировались стабильные приоритеты и подходы в политике, общественном сознании. Я думаю, к этим преобразованиям надо адаптировать текст Основного закона.
У нас в Венгрии в 2011 году тоже приняли новую Конституцию, для нас это абсолютная норма, когда раз в 20-30 лет меняется Основной закон. Не отказываясь от центральных положений, главный закон страны следует за изменениями мира. Насколько мне известно, в последнее десятилетие приняли новые Конституции в Швейцарии, Финляндии, Венгрии, Тайланде, Кубе, примеров довольно много. Я так думаю, что Конституция – это не одежда, чтобы менять ее каждый день, но мы не можем в одной одежде прожить целую жизнь.
Читая мировую прессу, я могу сказать, что по поводу поправок в вашу Конституцию пишут только одно: реформы происходят только ради обнуления сроков президентства. Это поверхностно. Игнорируется большой блок поправок по самым разным темам.
Интересно, что по многим поправкам у российской Конституции есть параллели с венгерской. Мы понимаем, почему происходит закрепление установок о Боге, о браке как союзе мужчины и женщины. Мы в Венгрии тоже воспринимаем эти позиции как ценность.
Я думаю, что политическая модель России меняется в лучшую сторону, она становится стабильнее, усиливается роль парламента. Система власти станет динамичнее, поправки дают политической модели новый импульс, потому что система за эти 20-30 лет устала, ее надо обновлять.
Думаю, эти поправки россияне ощутят на практике, поскольку они стабилизируют федеральную систему, демонстрируют новый подход к суверенитету, что выражается в верховенстве российских законов над международными. Если в Основном законе будет закреплена индексация пенсий, материнский капитал – это уже обосновывает социальное развитие и стабильность.
Печать