Фото с сайта: wikipedia.org
На недавней сессии областного Собрания депутатов вокруг новой муниципальной реформы разгорелись нешуточные споры. С 1 июня 2020 года Каргопольский муниципальный район будет преобразован в округ. В его состав войдут одно городское и пять сельских поселений. Преобразование муниципальных районов в муниципальные округа в настоящее время происходит в более чем 20 субъектах страны.
Реформа обусловлена изменениями в законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятыми в мае 2019 года. Заявлено, что появление нового вида административно-территориальной единицы, по аналогии с городским округом, направлено на обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципальных образований, повышение качества жизни их жителей и эффективности управления.
Каргопольский район первым из муниципальных образований Архангельской области воспользовался правом, предоставленным федеральным законом, и перешел к одноуровневой системе местного самоуправления. Как отметила, выступая перед депутатами, глава района Наталья Бубенщикова, проблем в поселениях хватает, жителей на селе остается мало, а потому возникла необходимость в административном укрупнении. В числе положительных моментов глава района отметила и грядущее улучшение финансирования.
«Укрупнение связано с оттоком населения и нехваткой квалифицированных кадров. Сейчас в Каргопольском районе, по сути, некому идти в депутаты, некого избирать. Большая часть сельских депутатов достигла пенсионного возраста. Мы решили стать муниципальным округом, но предварительно эта тема долго обсуждалась на всех уровнях. Большинство наших депутатов согласились на реформу. Сокращение количества депутатов позволит увеличить конкуренцию на выборах», — считает Наталья Бубенщикова.
В итоге за преобразование района в муниципальный округ проголосовало подавляющее большинство депутатов представительных органов Каргополья.
Сегодня депутаты приняли изменения в ключевые областные законы, которые вводят правовую основу одноуровневой системы местного самоуправления в Архангельской области. Кроме того, одобрен законопроект, направленный на меры государственной поддержки муниципальных округов. Речь идет о содействии социально-экономическому развитию новых муниципальных образований, обеспечении стабильного функционирования системы управления на соответствующих территориях в период преобразований и поддержке муниципальной службы для создания эффективной системы местного самоуправления«, — сообщил председатель комитета областного Собрания по законодательству и вопросам местного самоуправления Игорь Чесноков.
Но мнение единороссов и представителей района не разделяют депутаты от парламентской оппозиции. Эмоционально выступивший лидер фракции ЛДПР Сергей Пивков, по сути, заявил, что нынешнее превращение районов в округа ставит под угрозу демократические принципы на местах.
„Мы фактически упраздняем поселковые Советы и администрации. А количество чиновников от этого только возрастает. В Архангельской области уже и так количество чиновников больше, чем в соседних регионах Северо-Западного федерального округа“, — отметил Сергей Пивков.
Также он подчеркнул, что с утратой поселкового уровня и упразднением сельских администраций, Советов депутатов появятся „филиалы“, руководить которыми будут люди из администрации бывшего района, а теперь округа. И это означает, что населению станет сложнее обращать внимание власти на свои проблемы.
Лидер фракции партии „Справедливая Россия“ Ирина Чирикова тоже не поддержала новую муниципальную реформу.
„Этот вопрос снова решили кулуарно, без обсуждения с оппозицией. Вообще, я считаю, что необходимо всерьез говорить о возвращении прямых выборов глав муниципалитетов. Если создавать округа на месте районов, то пусть люди сами выбирают не только депутатов, но и глав МО. Это будет правильно“, — уверена Ирина Чиркова.
Ее слова соответствуют последним высказываниям в публичной сфере о возвращении прямых выборов. Правда, врио губернатора Архангельской области Александр Цыбульский, отвечая на этот вопрос, сказал, что нынешняя модель назначений более оправданна, хотя и не лишена недостатков.
Напомним, муниципальную реформу затеял прежний губернатор Поморья Игорь Орлов. Вместо выборов мэров и глав районов фактически появилась система их утверждения депутатами. Сначала претендент заявляется на комиссию, куда входят чиновники областной администрации и региональные депутаты, и представляет свою программу. А затем, если комиссия одобряет кандидатуру, она утверждается депутатами представительного органа.
В ноябре 2015 года по такому сценарию главой Архангельска стал бывший министр ТЭК и ЖКХ Архангельской области Игорь Годзиш, в 2016 году утвердили глав Коряжмы и Новодвинска, а в 2017 году — Северодвинска. Аналогично проходили процедуры и в других муниципальных образованиях. Игорь Орлов неоднократно говорил, что эта реформа стала необходимой после попадания на высокие посты „случайных людей“, выигравших выборы.
Каргопольский район первым в нашем регионе решил стать округом, укрупнившись и признав плачевное положение дел в глубинке. Возможно, по его пути пойдут и другие районы, купившись на грядущее улучшение финансирования. Только, действительно, не означает ли это фактическое превращение Архангельской области в одну большую агломерацию, где население начнет кучковаться в крупных городах, а сельские территории со временем попросту исчезнут? Фраза Натальи Бубенщиковой о том, что на селе „некого избирать в депутаты“, весьма настораживает…
Печать