Когда в Комитете по делам вооруженных сил Сената США проходили слушания по утверждению нового министра ВМС Кеннета Брейтуэйта, слово «Арктика» упоминалось 35 раз.
Помимо этого были и другие горячие темы, такие как «Китай» и «Россия», которых упоминали 22 раза, намного опередив «Северную Корею», о которой вспоминали всего шесть раз, что отражает новые интересы Вашингтона.
«Китайцы и русские повсюду, — сказал Брейтуэйт, обращаясь к сенаторам, имея в виду Арктический регион. — Особенно китайцы. Нас должно насторожить повышение активности китайцев у берегов Норвегии на Крайнем Севере, и мы должны в связи с этим повысить свою бдительность. Мы должны хорошо понимать, почему это необходимо».
Бывший контр-адмирал заявил, что открытие арктических вод для навигации из-за таяния льдов является главным фактором, подталкивающим китайцев к активным действиям.
«Если использовать Северный морской путь, проходящий от Киркенеса, самого северного города Норвегии, вдоль всей северной части России»,
— сказал Брейтуэйт, то это позволяет «двое» сократить время, необходимое для транспортировки торговых грузов из Китая на европейские рынки.
Сенаторы согласились с выводами Брейтуэйта.
«Открытие Северного Ледовитого океана является мировым событием исторического значения. Это можно сравнить с открытием Средиземного моря, — сказал независимый сенатор Ангус Кинг из штата Мэн. — Это совершенно новая акватория, которая была ранее недоступна для использования, за исключением коренных народов, на протяжении всей истории человечества. Этот регион имеет огромное стратегическое значение».
Эксперты предупреждают о растущей активности России и Китая в Арктике и о перспективах того, что обе страны будут определять будущее региона.
«Самым крупным провалом американской политики стало нежелание понять стратегическую важность соперничества великих держав в Арктике»,
— написала в своем прошлогоднем отчете Хизер Конли из Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне.
В интервью Nikkei Asian Review Конли предупредила об активизации сотрудничества между Москвой и Пекином в Арктике.
«Наихудшим сценарием для США и Японии будет антизападный кондоминиум Пекина и Москвы», который может угрожать доступу в северную часть Тихого океана и северную Атлантику или значительно затруднить его.
Она сказала, что одним из шагов, на которые следует обратить внимание, является признание Москвой так называемой пунктирной линии в Южно-Китайском море, которую Пекин использует для демаркации морских территорий, на которые он претендует, в обмен на экономическую поддержку со стороны Китая претензий России на континентальный шельф в Центральной Арктике.
Обе стороны уже сотрудничают в Арктике в финансовой сфере. Когда России не удалось получить финансирование от западных банков для своего арктического СПГ-проекта на Ямале из-за санкций, ввденных после присоединения Крыма в 2014 году, она обратилась к Китаю.
По данным CSIS, два китайских банка, Экспортно-импортный банк Китая и Корпорация развития Китая, подписали соглашения об открытии двух кредитных линий на протяжении 15 лет на сумму 10,7 миллиардов и 1,5 миллиарда долларов соответственно. Фонд Шелкового пути Китая также предоставил 1,2 миллиарда долларов.
В итоге китайские компании получили 29,9% акций одного из крупнейших проектов СПГ в мире.
В прошлом году Россия и Китай заключили соглашение, согласно которому государственные компании обеих стран объединяют усилия для организации поставок СПГ из Арктики. Крупнейший российский производитель СПГ «Новатэк» и государственная судоходная компания «Совкомфлот» заключили партнерские отношения с двумя государственными предприятиями Китая, COSCO Shipping и Фонд Шелкового пути (Silk Road Fund), для управления флотом из десятков ледоколов, использующихся для транспортировки энергоресурса с заводов «Новатэка», в том числе с Ямальского СПГ.
На слушаниях по утверждению кандидатуры Брейтуэйта тот заявил, что США необходимо увеличить свое присутствие в северных морях. Он сказал, что военно-морские силы «обеспечивают некоторые из единственных возможностей по проецированию силы в этой части мира», и в качестве подтверждения этому привел недавний заход четырех кораблей ВМС США в Баренцево море для решения задач непосредственно вблизи берегов России.
Действия трех эсминцев класса “Арли Бёрк” с «Иджисами» на борту – «Дональда Кука», «Портера» и «Рузвельта» — с привлечением быстроходного универсального транспорта снабжения привлекли внимание сил Северного флота России, представители которого заявили, что отслеживают американские корабли.
Впервые за более чем 30 лет американские военные корабли вошли в Баренцево море, и это можно рассматривать как частичную реализацию новой арктической стратегии США.
«Я думаю, что мы должны продолжать делать это», — сказал Брейтуэйт. «Адекватные по составу военно-морские силы» необходимы для неусыпного контроля за регионом, добавил он.
На слушаниях сенатор-республиканец Дэн Салливан от штата Аляска выразил разочарование тем, что США оказались в Арктике на задворках. Но теперь, сказал он, началось «пробуждение» и стало приходить понимание стратегической важности Арктики.
«Наши противники не дремлют, — сказал он. — Очевидно, что не только Россия, но и Китай вступили в конкурентную борьбу великих держав в этой части мира, которая, как мы теперь знаем, направлена против нас».
Печать