Фото с сайта: pixabay.com
Этой осенью на Дальнем Востоке пройдут сразу две выборные кампании по выбору губернаторов. За новых руководителей будут голосовать жители двух проблемных регионов – Камчатки и Еврейской автономной области. Очевидными претендентами на губернаторские посты там есть – это нынешние врио, назначенные Кремлем. И Ростислав Гольдштейн, и Владимир Солодов позиционируются как фавориты. Однако есть ли для этого реальные основания? Подробности – в материале «ФедералПресс».
Кандидаты от власти
Еврейская автономия и Камчатская область – одни их наиболее кризисных регионов ДФО. Речь идет не только об экономических, но и об управленческих проблемах. Прежние руководители этих субъектов уже не могли сколько-нибудь эффективно справляться с новыми вызовами. Губернатор Камчатки Владимр Илюхин пытался компенсировать это ужесточением антипротестного законодательства. Глава ЕАО Александр Левинталь вообще не предпринимал каких-либо активных действий – вероятно, он просто хотел дождаться окончания своего срока. Итог для обоих чиновников оказался одинаковым: они лишились своих постов.
Левинталя отправили в отставку в прошлом году. На его место пришел экс-сенатор от ЕАО Ростислав Гольдштейн. Илюхина «ушли» в разгар нынешнего кризиса, когда неэффективное управление уже угрожало стать причиной эпидемиологической катастрофы. На смену камчатскому губернатору пришел молодой технократ из Якутии, Владимир Солодов.
Оба чиновника пользуются поддержкой федерального центра. Прежде всего, речь о деньгах. Вместе с новыми главами регионы неизменно получают новые транши. Это давно опробованная практика: то же самое было в Приморье в 2018 году, на Сахалине и в Забайкалье в прошлом году. Вместе с тем, Гольдштейн и Солодов получают мощную пиар-поддержку. Не только за счет СМИ, но и за счет регулярного общения с руководством страны и Дальневосточного федерального округа. Главу Камчатки, например, постоянно хвалит президент Владимир Путин – что, само собой, сказывается на рейтинге врио.
Самое главное – и Солодов, и Гольдштейн позиционируются как очевидные претенденты на победу. Но одного позиционирования, конечно, мало. Для неоспоримого успеха нужны реальные дела и четкие планы на будущее. Что уже успели сделать оба чиновника, чтобы в будущем заявить о себе на выборах?
Федеральные деньги и филармония
Ростислав Гольдштейн занял губернаторское кресло еще в декабре прошлого года – за несколько месяцев до коронавирусной эпидемии. Для ЕАО это, впрочем, было не самое простое время: отопительный сезон там традиционно проходит с проблемами. Все кроется в нехватке денег – и, как следствие, нехватке топлива. Совсем уж серьезного кризиса в 2019 году не приключилось, но регион все время балансировал на грани. С приходом Гольдштейна эта проблема вообще испарилась: за новым главой региона в бюджет потекли миллиардные транши из центра. Вслед за этим удалось нормализовать поставки топлива. Справедливости ради стоит заметить: всю подготовительную работу к отопительному сезону все-таки провели при Александре Левинтале.
Как отмечает большинство экспертов, главный козырь Гольдштейна – это умение привлекать в регион деньги. После его назначения на пост врио регион получил более 300 миллионов рублей из федерального бюджета. В этом году федеральный центр одобрил полуторамиллиардный транш на развитие социальной инфраструктуры в ЕАО. Во время нынешнего кризиса регион исправно получает поддержку из федерального бюджета. Что, конечно, является плюсом.
Вместе с тем, какой-то особо бурной деятельностью Гольдштейн за прошедшие месяцы так и не отметился. Регион ему достался непростой – в ЕАО много лет подряд наблюдается повсеместный кризис. В этих условиях от главы региона многие ждали реформ в различных сферах. Надо сказать, не беспричинно. Сразу же после назначения экс-сенатор заявил о проверке долгов региона в социальной сфере. Кроме того, он выступил с резкими заявлениями по поводу борьбы с коррупцией и неэффективными чиновниками: мол, надо бороться, не бояться персональной ответственности и так далее. Все это давало определенные надежды на начало активных изменений в ЕАО.
Однако до сих пор наиболее заметным достижением Гольдштейна является возврат в госсобственность всего здания Биробиджанской филармонии. Дело в том, что еще в начале «нулевых» часть здания передали владельцу китайского кафе – а потом эти помещения вовсе забросили. Долгие годы жители областного центра требовали от властей добиться возврата этих помещений в собственность государства.
Сделать это удалось только Гольдштейну.
Как отмечает политолог
Андрей Кудисов, в рамках ЕАО это довольно значительное достижение.
«Наверное, на первый взгляд это кажется решением какой-то местечковой проблемы. Ну, подумаешь, филармония. Но для Биробиджана, например, это была болевая точка, проблема, не решавшаяся десятилетиями. Ее окончательное решение играет на руку Ростиславу Гольдштейну, на местном уровне это очень хороший кейс», – полагает он.
Но вот другими серьезными достижениями глава региона пока похвастать не может. Взять ту же историю с российско-китайским мостом, «отечественную» часть которого в ЕАО никак не могут достроить. Гольдштейну пришлось перенести сроки сдачи еще на несколько месяцев – с конца 2020 на начало 2021 года. Форсировать ситуацию пока никто не собирается.
Не очень большие запросы
С одной стороны, к главе региона нет особых нареканий. Регион относительно нормально функционирует, эпидемию COVID-19 переносит довольно спокойно (несмотря на не самое лучшее состояние здравоохранения). Но намека на какие-то кардинальные реформы, способные «воскресить» регион, пока не наблюдается.
По мнению политолога Павла Наливайко, одна из причин такого положения дел – отсутствие тактической необходимости. Грубо говоря, автономия столько времени провела в кризисе, что запросы у нее не очень большие. Умение привлекать федеральные деньги в этой ситуации является мощным козырем, на который можно поставить.
«Скорее всего, эту карту врио губернатора будет разыгрывать вплоть до выборов – минимум. Надо понимать, что для ЕАО умение Гольдштейна работать с федеральным центром, выбивать оттуда деньги пришлось очень кстати. Прежний губернатор Левинталь был довольно пассивным, и потому регион при нем финансировали неохотно. К тому же у жителей региона есть пример Хабаровского края, где у местных властей не очень хорошо получается выбивать транши. В итоге там растет госдолг и усиливаются экономические проблемы», – рассказал Павел Наливайко «ФедералПресс».
Именно это позволяет главе ЕАО не особенно заморачиваться с глобальными изменениями в регионе. Во всяком случае, пока. Если он всерьез намерен заполучить кресло губернатора, ему необходим долгосрочный план действий. Здесь пока больше вопросов, чем ответов. Кроме того, у ряда экспертов в принципе вызывает опасения будущая губернаторская кампания Гольдштейна.
«В любой кампании важна предварительная работа – скажем так, подготовка электорального поля. В этом отношении, насколько я знаю, пока сделано не очень много. Кроме того, ряд источников утверждает, что главе ЕАО кампанию организовывают те люди, которые помогали Андрею Тарасенко в Приморье в 2018 году. Неизвестно, учли они свои ошибки или нет», – рассказал Павел Наливайко.
Антикризисный менеджмент
В случае с камчатским губернатором Владимиром Солодовым ситуация выглядит несколько проще. Врио губернатора пришел, что называется на пожарище – его назначили на пост в самый разгар коронакризиса. С одной стороны, в такой ситуации не требуется долгосрочного стратегического планирования – здесь достаточно своевременно принимать меры для решения текущих проблем. Учитывая, что на Камчатке наблюдается системный кризис во многих сферах (включая политическую) – это, безусловно, сильно облегчило Солодову жизнь. В иной ситуации ему бы пришлось серьезно поработать для выстраивания повестки реальных дел. В данном случае этих самых дел – вагон и маленькая тележка, успевай выполнять. Тем более, что деньги из федерального бюджета региону тоже выделили.
С другой стороны, далеко не каждый глава региона справится с подобным кризисом. В этом плане борьба с эпидемией позволила врио губернатора проявить свои управленческие качества. Причем гораздо нагляднее, чем в «мирное» время.
Свою работу в регионе Солодов начал с критики текущего положения дел: проблемы с медикаментами и средствами индивидуальной защиты, халатное соблюдение режима самоизоляции, и так далее. Одновременно с этим он начал решать накопившиеся вопросы. Усиление санитарного контроля, эвакуация граждан из-за границы, выплата надбавок врачам, открытие нового медцентра при содействии с Минобороны… С этой работой глава Камчатки справился более чем неплохо. Об этом говорят, как минимум, похвалы со стороны президента Владимира Путина и полпреда Юрия Трутнева.
Стратегия Солодова: Севморпуть и долгострой
Впрочем, как мы говорили выше, эти меры – тактические. Понятное дело, что о долгосрочных планах во время коронакризиса думать особенно не приходится. Но для Камчатки это, как и для ЕАО, необходимость: эпидемия все-таки явление временное, а вот экономический кризис там давно стал перманентным. Здесь Владимиру Солодову тоже есть, что предложить. Пока гвоздем губернаторской предвыборной программы является использование Северного морского пути для перевозок дальневосточной рыбы. Этот вопрос он тщательно обсудил на заседании с Владимиром Путиным – и президент уже поручил проработать этот вопрос. Для Камчатки этот вопрос более чем актуален. Большую часть рыбы, которую ловят в регионе, отправляют в центральную Россию через Приморье. Это вызывает неизбежные задержки по времени, особенно в разгар сезона рыбалки. В итоге многие камчатские компании в принципе отказываются от импорта продукции: слишком уж много головной боли. Сейчас рейсы по Севморпути – единичные. Солодов же хочет сделать такие перевозки регулярными.
Кроме того, глава области планирует достроить Камчатскую краевую больницу – самый печально известный долгострой региона. Ее начали строить еще в 2009 году, строительство контролировали и Дмитрий Медведев, и Владимир Путин, и Юрий Трутнев – но толку от этого не было. Стройка до сих пор находится в зачаточном состоянии. По словам Солодова, из больницы сделают учреждение «мирового уровня». В этом плане, судя по всему, губернатор будет равняться на Сахалин. Там с прошлого года идет модернизация здравоохранения, и пока это наиболее успешное подобное начинание в ДФО.
Так что в определенном смысле камчатский врио смотрится выигрышнее коллеги из ЕАО: как минимум, он уже заявил о серьезных планах на будущее. Однако, как утверждают эксперты, в будущем Солодова поджидают серьезные риски, связанные с политикой.
«Как и в любом регионе, на Камчатке есть сильные группы политических и экономических элит. И уже заметно, что они пытаются как-то влиять на губернатора, начинают его «делить». Здесь все зависит от осмотрительности Солодова. Пока сложно сказать, хватит ли ему опыта, чтобы оставаться над схваткой, быть неким арбитром. Если он включится во внутриполитические дрязги, то может похоронить свой рейтинг. А он, как показывают последние соцопросы, весьма неплохой», – полагает политолог Павел Наливайко.
Старые рецепты на новый лад
Очевидно, кейсы у двух дальневосточных врио заметно отличаются. Однако общего у них гораздо больше, чем кажется. Здесь можно выделить три главных пункта: поддержка Кремля, деньги от федерального центра, ставка на «новую искренность». С первыми двумя уже все более-менее понятно. А вот третий момент более интересен.
И Солодов, и Гольдштейн пытаются использовать опыт, который сработал в Приморье и Забайкальском крае. Грубо говоря, чиновники изо всех сил пытаются показать, что «губернатор – тоже человек». Они открыты для диалога, они с сочувствием относятся к проблемам граждан, позволяют себе эмоции. Конечно, до расплакавшегося на встрече с жителями края губернатора Осипова им далеко, но сам принцип тот же.
Врио губернатора Камчатки, например, активно общается с жителями региона в социальных сетях, постит фотографии с пробежек и так далее. Гольдштейну, с его опытом многолетнего сенаторства, быть «искренним» несколько сложнее – все-таки многие давно воспринимают его именно как типичного чиновника. Но он все-таки пытается. То лично раздаст продуктовые наборы пенсионерам, то расскажет в своем Instagram о своих детях и внуках…
Понятно, что политтехнологам хочется, чтобы успешные рецепты выборов из Забайкалья снова сработали. Однако даже в случае с ЕАО и Камчаткой этот опыт ложится на совершенно разные почвы. И потому предсказать его эффективность сейчас можно с трудом. Как отмечает политолог
Даниил Ермилов, в случае с еврейской автономией выбор подобной тактики выглядит крайне сомнительным. Причина проста: Гольдштейн последние несколько лет представлял ЕАО в Совфеде. Стало быть, он тоже причастен к нынешнему положению дел в регионе.
В итоге, несмотря на похожесть рецептов, итог у выборов на Камчатке и в ЕАО будет, скорее всего, отличаться. Для экспертов грядущее голосование, безусловно, станет весьма интересным. Такой шанс оценить перспективы самого популярного «провластного» сценария выборов последних лет! Однако для жителей тут будет совсем не до шуток: грядущие выборы станут определяющими для региона. Новый губернатор или вытащит экономику из кризиса, или окончательно ее «закопает» - и тогда уже будет не до шуток.
Печать