Фото с сайта: pixabay.com
В качестве руководителей штаба эксперт предложил профессоров Ивана Куриллу, Марию Снеговую и Владислава Иноземцева
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев выступил с инициативой организовать координационный штаб оппозиции в социальной сети Facebook.
«Какая-то у нас оппозиция слабенькая. Я вот думаю, может штаб оппозиции пора в фэйсбуке создавать? Настоящей. Умной. Технологичной. Продвинутой. Которая не про вчера, а про завтра. Даже при моих скромных 5000 френдах и 6325 подписчиках можно среди первых и вторых найти незаурядных людей, которых нет в «Яблоке» или ПАРНАСе, но которые своими мыслями, публикациями и постами уже меняют действительность. Руководить штабом я бы предложил Maria Snegovaya, Владислав Иноземцев (Vladislav L Inozemtsev) и Ivan Kurilla. Но с учетом того, что первые двое вроде бы проживают за рубежом, я бы доверил Ивану Курилле. Начать можно с темы поправок», — написал политолог.
Константин Калачев отметил, что идея вызвала отклик.
По его словам, в течение первого часа с момента публикации идеи об организации штаба в Facebook ему начали поступать заявки: «Десятки людей написали мне сегодня, что хотят поучаствовать в оргкомитете людей, голосующих против поправок. Чтобы убедить остальных, нам нужные простые и понятные каждому объяснения нашей позиции. Я свою уже изложил. Власть может купить твой голос, но не может украсть. А если может украсть, несите новую».
«Я уже лет десять как выступаю за создание не штаба, а «теневого» правительства оппозиции, где ее яркие представители отвечали бы каждый за своё направление и излагали бы позицию по соответствующим вопросам, а не «мочили» бы друг друга в борьбе за лидерство, чем у нас оппозиционеры только и занимаются уже много лет», — ответил на инициативу Константина Калачева директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев.
«Я написал в его [Константина Калачева — прим. ред.] посте, что не вполне понимаю, что такое этот штаб. Мне кажется, что нужно создать своего рода «теневое» правительство недовольных, где известные и компетентные люди могли бы стать спикерами по тем направлениям, в которых им есть что сказать, прекратив при этом бессмысленную борьбу за персональное лидерство и начав формировать позитивную повестку дня, — рассказал «Московской газете» Владислав Иноземцев. — Я не видел детального изложения принципов функционирования штаба — мне показалось, что Калачев предлагает связать его с оппонированием поправкам, а мне кажется, что нужна более постоянная структура. Но лучше уточнить у него, в чем состоит его план».
В свою очередь, Константин Калачев пояснил изданию, что «стоит задача обнулить все, что было до этого. Найти новых людей, новые аргументы, новые поводы к объединению».
«Оппозиция зашла в тупик. Выход из тупика в том, чтобы общими усилиями решать ближайшие задачи. Сейчас надо объединяться. А размежеваться всегда успеем. Нужны люди состоявшиеся. Независимые. Умные. Незашоренные. Не те, кто от партий кормятся. Люди из будущего. Успешные лично. Те, кто поднимутся над склоками в оппозиции и предложат понятный моей маме образ будущего, — обрисовал изданию цели инициативы Константин Калачев.
«Московская газета» направила вопросы профессору Европейского университета в Санкт-Петербурге Ивану Курилле и политологу Центра анализа европейской политики Марии Снеговой (Вашингтон), однако на момент публикации материала ответов не получила.
«Штаб оппозиции нужно создавать, и даже не имеет значения, где он появится. Главное, чтобы лидеры оппозиции между собой договорились о координации и стратегии на голосование 1 июля по поправкам в Конституцию и на выборы в Госдуму, и такой штаб появился», — сказал «Московской газете» председатель «Партии перемен» Дмитрий Гудков. — По голосованию 1 июля позиции у представителей оппозиции расходятся. Кто-то хочет голосовать против поправок, кто-то хочет бойкотировать. Я понимаю и ту, и другую позицию. И я не думаю, что она будет единая. Главное, чтобы это не вело к расколу оппозиции. Сама главная проблема — всех объединить для выработки общей позиции».
«Константин Калачев полностью прав в том, что всем людям, недовольным властью в целом или отдельными её действиями, нужно занимать позицию активного политического участия, а не дистанцироваться от политической жизни под предлогом невозможности что-либо изменить. Абсентеизм и безучастность избирателей удобны властям, позволяя записать всех не пришедших на выборы (или другие крупные политические события) в число тех, кто «не против» или «не особенно против». Тогда как акцентированное проявление людьми своего недовольства всеми легальными способами (на выборах, в рамках политических кампаний, кампаний общественного наблюдения), как минимум, выполняет важную сигнальную функцию для самих администраторов режима имитационной демократии. Кроме того, в российской внутренней политике сегодня очевиден кризис идеологии и отсутствие привлекательного образа будущего, как у власти, так и у некоторых групп оппозиции. Власть стремится подменить разговор об идеологии и содержании будущего обсуждением количественных KPI и практиками технократического управления. Если удастся выработать поддерживаемую сколь-либо значимой частью общества программу перемен, то это то, что окажется актуально для разных партий и кандидатов на федеральных выборах 2021 года», — высказал свое мнение «Московской газете» директор по исследованиям Института социально-экономических и политических исследований Александр Пожалов.
С коллегой согласен политолог Аббас Галлямов.
«Надо пробовать. Я хорошо отношусь к этой идее. Константин — один из самых умных специалистов. При этом он, в отличие от многих политологов, не беспринципен», — заявил изданию Галлямов.
«Есть несколько форм, в которых можно создать объединенную оппозиционную площадку. Но для этого требуется не «идея», а консенсус 10–15 известных и пользующих доверием своих аудиторий персон, которые создадут хорошие стартовые условия. А для этого, в свою очередь, должна быть обозначена какая-то понятная цель. Скажем, проведение в Госдуму в 2021 году новой партии. Или во всяком случае борьба за ее регистрацию. Но, поскольку пока никаких целей в отношении этих выборов никто не заявлял, и ни у кого нет стратегии, кроме Алексея Навального, то и создавать еще один публичный дискуссионный клуб для выяснения стратегии не надо. Будут договоренности — будут и площадки», — отметил в беседе с «Московской газетой» научный сотрудник Карлова университета (Прага), политолог Александр Морозов.
Печать