Фото с сайта: pixabay.com
Волна протестов, которая прокатилась по американским городам после гибели афроамериканца Джорджа Флойда при задержании, пока не останавливается. Вихрь массовых акций, участники которых требуют адекватного отношения властей к чернокожим, а попутно жгут здания и машины и иногда успевают мародерствовать, ударил не только по отдельным населенным пунктам и бизнесу.
«Известия» разбирались в том, как в зареве устроенных протестующими поджогов выглядят собирающиеся на ноябрьские выборы кандидаты Республиканской и Демократической партий и как нынешняя волна народного гнева может сказаться на балансе политических сил в США в будущем.
Уже на протяжении недели в Соединенных Штатах бушуют акции протеста, начавшиеся после гибели чернокожего Джорджа Флойда. Их участники, в основном афроамериканцы, как и сам погибший при задержании в Миннеаполисе, требуют наказания для полицейских, причастных к смерти 46-летнего Флойда, изменения отношения правоохранительных органов к чернокожим в целом, а попутно — громят полицейские участки и лавки, устраивают поджоги и мародерствуют.
В общей сложности протесты уже прошли более чем в сотне американских городов в 20 штатах, а также в столичном федеральном округе Колумбия — там демонстранты подобрались так близко к Белому дому, что президенту Дональду Трампу, по сообщениям прессы, пришлось покинуть здание и перебраться в подземный бункер. В некоторых городах введен комендантский час, однако соблюдать его протестующие не собираются. Число арестов погромщиков и участников даже мирных протестов идет на сотни.
Массовые протесты в США глазами очевидцев
В организации протестов обвиняют как крайне левые группировки, действующие в США, так и представителей правых экстремистов. Звучат и другие, подчас крайне нелепо выглядящие версии. Например, помощник президента США по национальной безопасности Роберт О'Брайен допустил, что недруги Америки — в лице Ирана, России, Китая и даже Зимбабве — пытаются подогревать протестный кризис. Занимавшая пост О'Брайена в администрации президента Барака Обамы Сьюзан Райс также допустила, что российские структуры через соцсети «подстрекают экстремистов» и оказывают финансовую поддержку организаторам беспорядков.
Подобные предположения даже американскими экспертами были восприняты с удивлением и недоверием. В Москве утверждения Райс отвергли: по словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, подобные инсинуации являются ошибочными, а официальный представитель МИДа Мария Захарова сочла их частью антироссийской «профессиональной кампании, которая сейчас выходит на очередной виток».
Волнения докатились даже до мест лишения свободы — в федеральных тюрьмах объявлен локдаун, призванный предотвратить бунты заключенных. Во многих странах мира проходят многотысячные акции солидарности с жертвами полицейского произвола в США и демонстрации против расизма.
«Оценивают по-разному»
Нынешняя волна протестов на фоне гибели афроамериканца при столкновении с полицией — далеко не первый и, очевидно, не последний случай, когда подобный инцидент приводит к массовым волнениям в Соединенных Штатах. В американской администрации считают, что акции срежиссированы сторонниками крайне левых взглядов, Трамп грозится объявить террористической организацией антифашистское движение и требует от губернаторов максимально жестко пресекать деятельность протестующих, используя для этого в том числе подразделения Национальной гвардии.
При этом в двух крупнейших политических лагерях Соединенных Штатов — правящей Республиканской и Демократической партиях — совершенно по-разному реагируют на происходящие события. Как отмечает The Washington Post, республиканцы в основном обращают внимание на факты вандализма и мародерства, которые фиксируются в ходе погромов. Этот акцент, без сомнения, будет звучать и дальше в критике мэров и губернаторов тех городов и штатов, где бушуют беспорядки (в большей части этих территорий у руля находятся ставленники Демократической партии).
В свою очередь, демократы в конгрессе больше говорят о том, что гибель Джорджа Флойда при аресте была настоящей трагедией, и о том, что причиной волнений стала социально-экономическая ситуация, в которой чернокожие американцы находятся в заведомо проигрышном положении.
Указывая на полную отстраненность конгресса США от решения нынешнего кризиса, издание называет ситуацию одним из самых тревожных расовых конфликтов на протяжении десятилетий. В случае если на Капитолийском холме всё же решат вмешаться, тот факт, что «в двух партиях оценивают одни и те же события совершенно по-разному», говорит о том, что достичь какого-либо консенсуса законодателям будет крайне трудно.
И демократы, и республиканцы не преминули воспользоваться кризисом как поводом для взаимных обвинений. Придерживающийся консервативных позиций Fox News, например, выпустил отдельный материал с критикой демократов, которые руководят крупными американскими городами и штатами — Нью-Йорком, Миннеаполисом, Вашингтоном, Лос-Анджелесом и другими. Как указывает телеканал, власти там активно сопротивлялись массовым акциям протеста против карантинных мер (на такие протесты выходили в основном сторонники Республиканской партии), при этом к демонстрациям, которые последовали за гибелью Флойда, они относятся вполне лояльно и не мешают их проведению.
Некоторые градоначальники и губернаторы из числа демократов приветствовали помощь сил Нацгвардии, которые задействованы в наведении порядка, однако они подчеркивали, что выступают за такие меры лишь для того, чтобы не допустить уничтожения частной собственности и актов вандализма, а не ради соблюдения режима самоизоляции, добавляет Fox News. В Демократической партии, в свою очередь, говорят о том, что Трамп в нынешней ситуации играет разрушительную роль, притом что важнейшая задача президента в кризисные времена — обеспечивать единство нации.
Угрозы и обещания
Спустя неделю после убийства Джорджа Флойда демонстрации нарастили градус, а к лозунгам против расизма добавился социальный подтекст
Будущие кандидаты обеих партий на президентских выборах, назначенных на 3 ноября, также оценивают происходящие в стране события с совершенно разных позиций. Идущий на второй срок Дональд Трамп, в частности, в очередной раз проявил себя сторонником жесткой линии, заявив о том, что «там, где идет мародерство, начнется и стрельба». Примечательно, что это выражение президент позаимствовал у занимавшего пост шефа полиции Майами Уолтера Хедли — в далеком 1967 году тот произнес эту фразу, комментируя действия правоохранителей на фоне акций борцов за гражданские права. Член палаты представителей конгресса от Миннесоты демократ Ильхан Омар в ответ заявила, что Трамп «прославляет насилие» и заслуживает «самого серьезного осуждения».
К жесткой критике и неприятным эпитетам Трампу, впрочем, не привыкать. Еще более радикальные и гневные заявления в его адрес наверняка прозвучат, если глава государства выполнит свое обещание и введет войска в штаты, охваченные протестами. В современной истории американские власти ни разу не прибегали к использованию вооруженных сил для урегулирования внутренних конфликтов. Президент даже умудрился назначить ответственным за разрешение ситуации с протестами генерала Майка Милли — председателя Комитета начальников штабов ВС США (впрочем, роль военачальника здесь не очень понятна даже специалистам).
В любом случае жесткие меры, которые предпочитает Трамп, могут помочь ему набрать популярность как стороннику идеи верховенства закона и порядка. Ричард Никсон, выступавший с таких же позиций после акций за гражданские права, в 1968 году победил в борьбе за пост президента.
Возможный переход контроля к демократам связывают с неумелыми действиями президента
Однако Трамп «рискует быть призванным к ответу за акты насилия», считает CBC. «За пять месяцев до дня голосования президент дал понять, что свою борьбу за переизбрание он строит на убеждении электората в том, что его метод «сильной руки» поможет справиться с самыми серьезными с 1960-х годов актами гражданского неповиновения, — отмечает канадский телеканал. — Он не особенно старался разделить разочарование чернокожих американцев и других, кого гибель Флойда и кампания полицейского произвола. Это подрывает шаги его предвыборной кампании, где рассчитывали, что президент будет больше обращаться к чернокожим избирателям».
Бывший вице-президент США Джо Байден, которого своим кандидатом на выборах выдвинут демократы, действовал совсем по-другому. Впервые более чем за два месяца он провел очную встречу — в Вилмингтоне (штат Делавэр) он пообщался с лидерами местной общины в церкви, большинство прихожан которой являются афроамериканцами. Каких-то громких заявлений Байден не делал, а в основном слушал рассказы собеседников об их проблемах. Он также поделился планами создать в будущей администрации США более жесткую систему федерального надзора за деятельностью правоохранительных органов и расширить экономические и образовательные возможности для чернокожего населения.
После отмены массовых митингов лидерство окончательно захватил Джо Байден
Такой «человеческий» подход к ситуации Байден демонстрирует после досадного промаха, который он допустил в мае в ходе интервью с популярным чернокожим радиоведущим. Во время беседы бывший вице-президент, в частности, сказал, что «если вы никак не можете решить, за меня вы или за Трампа, значит, вы не чернокожий». Афроамериканское население США действительно чаще голосует за демократов, однако такая категоричность Байдена была обоснованно сочтена неуместной. Как полагают многие обозреватели, чтобы сгладить эффект от обидных слов, Байдену, возможно, придется пригласить в напарники (и на пост вице-президента в случае победы на выборах) именно чернокожего политика, что сужает для него возможности выбора.
«Серьезная перетряска конгресса»
Скажется ли ситуация с протестами на итогах предстоящих президентских выборов — вопрос пока открытый. Впрочем, преданные нынешнему главе государства избиратели уже не раз демонстрировали, что готовы многое ему прощать. Как полагает политолог и американист Дмитрий Дробницкий, для такой смены политических предпочтений, которая была бы статистически значимой, «нужное некое чудо» — например, «очень сильные изменения в социально-экономическом положении или хотя бы появление таких общественных движений, которые действительно будут массовыми и которые будут указывать на тот замкнутый круг, в котором оказались очень многие чернокожие сообщества в Соединенных Штатах». В борьбе за Белым дом «расклад будет таким же, как в 2016-м году», а может быть, даже более удобным для Трампа, «поскольку президент, уже занимающий офис, имеет гораздо больше шансов избраться», отметил эксперт в беседе с «Известиями».
Однако помимо президентских выборов в ноябре предстоят также выборы в конгресс (избрать предстоит всех членов нижней палаты и треть сенаторов); кроме того, в 11 штатах будут выбирать губернаторов. «Вполне может произойти серьезная перетряска конгресса и губернаторского корпуса, сравнимая с 2014 годом, — полагает Дробницкий. — Тогда выборы состоялись после волнений в Фергюсоне и республиканцы взяли много и законодательных собраний штатов, и местных муниципалитетов, и губернаторских постов и, как известно, захватили всю палату представителей конгресса США».
При этом в более долгосрочной перспективе возможно перераспределение баланса между различными политическими силами. Поскольку организаторами протестов считают сторонников крайне левых взглядов (впрочем, звучат и версии о том, что за беспорядками стоят их противники — экстремисты правого толка), логично предположить, что левое крыло Демократической партии будет усилено. По оценке Дмитрия Дробницкого, «оно, может быть, не возьмет власть, но вполне может стать более жестким, боевым и перестанет во всем соглашаться со старшими».
Печать