Фото с сайта: wikipedia.org
Премьер-министр Армении Никол Пашинян вскоре сможет избавиться от последнего нелояльного себе представителя старых элит страны, сохранившего высокий пост после «бархатной революции» 2018 года, главы Конституционного суда (КС) Грайра Товмасяна. Изначально планировалось, что это произойдет по итогам референдума о внесении поправок в конституцию. Он был запланирован 5 апреля, но не был проведен из-за пандемии. Между тем в среду парламент одобрил закон, позволяющий вообще не проводить всенародное голосование. Вместо этого принять поправки к конституции смогут депутаты. Учитывая, что соратники Никола Пашиняна имеют в парламенте большинство, судьба нелояльного премьер-министру главы КС предрешена.
В среду в парламенте Армении прошло второе и окончательное чтение поправок к закону «О референдуме», после которого вопрос вынесли на голосование. За выступили 82 депутата, против — 17 депутатов. Таким образом, референдума о внесении изменений в конституцию Армении не будет.
Изменить закон о референдуме предложил депутат от правящего блока «Мой шаг» Ваагн Овакимян. Согласно законопроекту, который рассматривали в ускоренном режиме, если референдум выпадает на период действия режима чрезвычайного или военного положения, его можно отменить вовсе. В прежней редакции закона такой возможности не было: власти были обязаны провести голосование «не ранее чем через 50 и не более чем через 65 дней после окончания военного или чрезвычайного положения».
Изначально референдум в Армении должен был пройти еще 5 апреля, но провести его не удалось из-за вспышки коронавируса и введения режима чрезвычайного положения.
А в середине мая, когда практически все карантинные ограничения были отменены, армянские власти заявили: провести референдум не получится еще «как минимум год», а значит, нужно найти другой способ разрешить сложившуюся ситуацию.
На референдуме должны были рассматриваться изменения в основной закон, которые предусматривают прекращение полномочий председателя и членов КС, назначенных до реформы конституции в 2015 году. В случае принятия поправок своих мест лишились бы семь судей из девяти, в том числе председатель Грайр Товмасян. Желание Никола Пашиняна добиться отставки господина Товмасяна связано с тем, что он едва ли не единственный представитель старых элит страны, сохранивший после «бархатной революции» 2018 года столь высокий пост и открыто бросающий вызов премьеру.
Законного способа отправить главу КС в отставку у премьера Армении нет, а дожидаться окончания его полномочий слишком долго. Согласно конституции в редакции 2005 года, по которой назначены Грайр Товмасян и еще четыре судьи, члены КС сохраняют пост до достижения 65-летнего возраста — в случае господина Товмасяна это 2035 год.
Глава фракции «Моего шага» Лилит Макунц прямо заявила, что после отмены референдума власти намерены решить вопрос КС в парламенте.
Сомнений, что решение об отставке нужных судей будет одобрено, нет: правящий блок занимает две трети мест, что как раз достаточно для принятия решения. Чтобы не навлечь на себя обвинения в нарушении конституционных и демократических процедур, Минюст страны обратился в Европейскую комиссию за демократию через право — консультативный орган Совета Европы, более известный как Венецианская комиссия,— с просьбой одобрить такой вариант.
Автор принятого законопроекта Ваагн Овакимян утверждает, что он не помогал премьеру избавиться от политического конкурента, а устранял пробел в законодательстве. В свою очередь, Лилит Макунц объяснила необходимость поправок тем, что провести референдум, не ставя под угрозу жизнь граждан, невозможно. «Следовательно, возникла необходимость отменить референдум»,— сказала она.
Между тем обе оппозиционные фракции — «Просвещенная Армения» и «Процветающая Армения» — выступили против поправок.
«Инициатива властей об отмене референдума вокруг Конституционного суда вызывает массу вопросов. Непонятные и несвоевременные, а порой и спорные положения законопроекта вынудили нас проголосовать против этой инициативы»,— заявил “Ъ” секретарь «Процветающей Армении» Арман Абовян еще после первого чтения документа 1 июня. Глава парламентской фракции этой же партии Эдмон Марукян в разговоре с “Ъ” высказался более жестко: «Мы говорили, что поправки содержат в себе много антиконституционных элементов. Есть подозрения, что проект антиконституционный, поэтому мы бойкотировали голосование, чтобы не удалось набрать достаточное количество голосов (в первом чтении.— “Ъ”) и он не был принят. Но, к сожалению, в результате инициативу все-таки одобрили».
Печать