Фото с сайта: pixabay.com
Эксперты активно обсуждают объявление мэра Москвы Сергея Собянина о том, что предстоящее «голосование по поправкам в Конституцию Российской Федерации в столице проведут несколькими способами. Помимо очной явки на избирательные участки, будет надомное и электронное голосование».
«Мы уже проводили эксперименты по электронному голосованию. В принципе, и международные эксперты, и наши подтвердили, что это нормальная форма. Поэтому у москвичей будет несколько опций, как это сделать», — уточнил вчера градоначальник.
Избирательные участки планируется установить на открытом воздухе. Избирателям раздадут одноразовые маски, перчатки и ручки, а на входе на участки измерят температуру.
«Я уверен, что голосование никоим образом не повлияет на эпидемиологическую ситуацию в Москве, не ухудшит ее. Мы сделаем все, чтобы это было, с одной стороны, комфортно для горожан и, с другой стороны, безопасно», — подчеркнул чиновник.
Собянин — один из немногих чиновников, который накануне признался, что из-за коронавируса плебисцит может быть неуместен: «Кажется, что нам сейчас не до этого. Пандемия, проблемы с экономикой — какие уж тут голосования? Действительно, проблемы есть, и проблемы серьезные».
Однако тут же на своем сайте объяснил необходимость все-таки идти на избирательные участки: «Ситуация с пандемией коронавируса выявила <...> проблемы в организации медицины, науки, региональном управлении <…>. Поэтому самое время принимать решения, которые помогут избежать проблем не столько сегодня, сколько завтра, в будущем».
Впрочем, экспертное сообщество оценивает предстоящие события не столь однозначно.
Политэксперт Александр Кынев предлагаемый плебисцит, в частности надомное голосование, оценил так: «Имитация бурной деятельности и осваивание денег и больше ничего».
Политтехнолог
Алена Август рассказала «Московской газете», что «мы сейчас живем словно внутри сериала, а значит, и подходы должны быть нестандартными».
«Часть москвичей ограничена стенами своей квартиры в силу амбулаторного режима лечения от коронавируса — их все больше, так как активно пошло тестирование на антитела и выявляются даже те, кто переносит заболевание бессимптомно. Часть людей с повышенной тревожностью не хочет выходить за пределы дома, даже не имея заболевания. Кто-то работает на дому и очень напряженно, кто-то стар либо имеет хронические заболевания и инвалидность. Они тоже имеют право проголосовать, и задача города обеспечить им такую возможность. Более того, в условиях пандемии возможности голосования на дому расширены. Что же касается электронного голосования — это уже даже не будущее, а настоящее. Технологии прочно вошли в нашу жизнь, и все, что можно перевести в электронный формат, рано или поздно становится электронным. Опыт подобного голосования уже есть, и не только в Москве: проводилось тестирование систем в регионах, возможные «баги» выявлены и преодолеваются, так что ничего страшного в этом не вижу. Другое дело — многие люди не верят в результат любого голосования, будь оно ламповым «на бумажке» или современным с гаджета. Вопрос не в доверии системам фиксации голосов, вопрос в доверии тем, кто эти голоса подытоживает. И то доверие складывается из многих переменных, в том числе ежедневных историй бытования гражданина. Когда «переменные сомнения» станут «постоянными доверия», люди перестанут сомневаться в любом виде голосования, пусть даже в почтовых голубях», — говорит эксперт.
Член избирательной комиссии Елена Ембатурова от перспективы надомного голосования, которое в этот раз может стать массовым, просто «рыдает»: «Я член избирательной комиссии и отлично знаю, как происходит голосование вне помещения избирательного участка. Если на участке 30 «надомников», это уже немало, а сейчас, учитывая количество всех посаженных на карантин и просто сидящих дома, оно взлетит до небес. Но если еще учесть время на все эти реверансы (рекомендации Роспотреба), то на каждого будет тратиться в разы больше времени. Голосующие на дому — это часто маломобильные люди, лежачие, слепые и слабовидящие (с последними двумя обязательно должен быть кто-то независимый, чтобы показать им, куда ставить крестик, это не член УИК и не соцработник, придется звать соседа и проделывать все ритуалы и с ним. Вся комиссия также не может встать и пойти по квартирам, ибо на участках тоже должны сидеть люди в должном количестве, иначе будут нарушения. Я боюсь, что по нарушениям (я трезво оцениваю, безотносительно к предмету голосования) голосование, где к тому моменту может быть полмиллиона случаев covid-19, будет зашкаливать. Не из-за желания фальсифицировать, а из-за невозможности выполнить».
Политолог Андрей Перла в беседе с «Московской газетой» выразил мнение, что надомное и электронное голосования — «просто способ сделать явку москвичей на голосование не позорно низкой, а минимально приличной».
«Возможны ли нарушения при голосовании, он не задумывается, поскольку «чтобы были нарушения, нужны наблюдатели. А откуда им взяться?» — отметил собеседник издания.
Из лидеров политических партий пока ярче всех на объявление о голосовании ответила КПРФ. Вот как отреагировал в Twitter председатель ЦК партии Геннадий Зюганов: «На 1 июля назначено голосование по поправкам к Конституции РФ. Фактически речь идет о косметическом ремонте «ельцинской Конституции». КПРФ приняла решение не поддерживать вынесенные на голосование поправки к Основному закону!»
«Шансы коммунистов на думских выборах резко возросли. Сейчас властные пропагандисты обрушатся на них, четко указав уходящим в протест гражданам, за кого им надо голосовать. На протяжении долгих лет главным врагом режима была несистемная оппозиция. Коммунистов ее представители обычно недооценивали, считая их «соглашателями» и дублерами единороссов. Теперь те вполне могут за это высокомерие отомстить, воспользовавшись плодами работы «несистемщиков», — замечает в этой связи в Facebook Аббас Галлямов.
Печать