Глазьевские идеи стали уже не просто дискурсом в правительстве (чего раньше не было), но начали воплощаться в жизнь. В плане восстановления экономики, представленном 2 июня Путину, особое на себя внимание обращает ускоренное строительство инфраструктуры. В этом материале я остановлюсь на железных дорогах.
Итак, обо всем по порядку.
О том, что в правительстве победила концепция наращивания государственных расходов и активных госинвестиций в экономику, я писал раннее. Таким образом, концепция Силуанова-Набиуллиной, которая заключается в режиме жесткой экономии и уменьшения объема денежной массы, перестала быть актуальной.
На примере железных дорог можно проследить практическую реализацию концепции Борисова-Белоусова.
В связи с падением доходов из-за кризиса, инвестиционная программа РЖД могла существенным образом сократится. Изначально она была запланирована на 2020 год в размере 821 млрд. рублей.
Тем не менее, к середине апреля стало понятно, что из собственных средств РЖД может направить на инвестиции (строительство железных дорог, обновление подвижного состава и т.д.) лишь 210 млрд. рублей. Или же всего лишь 25% от раннее запланированного. Данный факт ставил крест на планах по увеличению к 2021 г. пропускной способности БАМа и Транссиба до 126 млн. тонн в год. На втором этапе, к 2024 г., предполагается увеличение пропускной мощности до 180 млн. тонн.
Соответственно, не хватало 611 млрд. рублей.
Однако выход был найден. План восстановления экономики предполагает не только соблюдение всех сроков строительства железных дорог, но и их ускорение.
К сожалению, инвестиционную программу все же пришлось сократить на 200 млрд. рублей (с 821 млрд. до 621 млрд.), однако в текущих условиях это не страшно. Другие страны просто останавливают стройки.
Возникает вопрос: откуда нашлись деньги, ведь российский бюджет итак обременен антикризисными социальными расходами?
И тут мы подходим к тому, что в конце мая озвучивал Борисов, а 2 июня его слова легли на бумагу, которая оказалась на столе у Президента.
Борисов и Белоусов разработали план финансирования дефицита через привлечение средств крупнейших банков страны, которые, согласно заветам Набиуллиной, предпочитали в лучшем случае кредитовать население, что лишь косвенно помогает экономики, а в худшем - держать деньги в иностранных облигациях и акциях. Исключением был разве что ВТБ, и отчасти ВЭБ с Газпромбанком../
Схема Белоусова вроде бы и простая, но до этого она, к сожалению, не применялась. Еще в середине мая, будучи и.о. премьер-министра, Белоусов подписал указ, который позволил РЖД начать размещение так называемых "вечных" облигаций в размере 370 млрд. рублей. До этого механизм "вечных" облигаций в нашей стране применялся крайне редко. О его сути я расскажу как-нибудь в других материалах.
Эти самые "вечные" облигации должны выкупить крупнейшие банки страны. ВЭБ уже подтвердил выкуп на 100 млрд. рублей.
Помимо этого, Путин подписал указ о выделение 60.5 млрд. рублей из ФНБ для дополнительного финансирования строительства железных дорог. Раннее деньги ФНБ, по заветам Силуанова-Набиуллиной, считались неприкосновенными и практически не выделялись на значимые проекты.
Таким образом, финансирование первой очереди увеличения пропускной способности БАМа и Транссиба возрастет сразу на 78% от еще запланированного докризисного уровня. Это позволит сдать последний объект примерно на полгода раньше срока - к середине 2021 г.
Более того, в нынешних условиях, увеличение финансирования позитивно скажется на спросе, ведь для строительства необходима промышленная продукция российских предприятий.
Изменения, которые происходят сейчас, являются поистине революционными и долгожданными. Но главное - чтобы они были продолжены и после окончания кризиса.
Печать