Единая Россия провела праймериз по определению кандидатов на предстоящих осенью выборах в городскую думу Нижнего Новгорода. Поскольку действие пришлось на период самоизоляции, предварительные выборы впервые пришлось проводить в онлайн-формате.
Это оказалось, что называется, «в тему»: предстоящее голосование по поправкам в конституцию по решению Центризбиркома в двух регионах пройдет в онлайн-формате. И один из этих двух регионов — Нижегородская область, которую сочли подготовившейся к проведению такого формата голосования, в отличие от Санкт-Петербурга, Красноярского края и Республики Карелия, тоже подававших заявки в ЦИК.
Но вернемся к праймериз. Всего на 35 округах по выборам в Гордуму за выдвинувшихся кандидатов проголосовало 36 640 человек. То есть, чуть больше тысячи человек на округе. Много это или мало? С точки зрения обнародованного губернатором уровня цифровизации предоставления государственных и муниципальных услуг, наверное, мало. Глава региона, комментируя решение ЦИК, объяснял его тем, что большинство нижегородцев уже зарегистрировались на портале Госуслуг и аналогичных платформах.
— Сейчас в Нижегородской области около 2 миллионов 570 тысяч избирателей. При этом более 2,5 миллиона человек являются пользователями Единого портала государственных услуг. Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в 2019 году превышала 90%. Поэтому технически мы не видим препятствий для дистанционного голосования, — отметил Глеб Никитин.
В Нижнем Новгороде зарегистрировано 1,015 млн избирателей. Поэтому количество проголосовавших не впечатляет. Но явка на праймериз всегда была предметом заботы организаторов, даже когда предварительное голосование проводилось офф-лайн. В отличие от США, у нас пока не сложилась традиция проведения праймериз как карнавала и соревнования, болеть не за что, а мотивация «гражданский долг», работающая на «настоящих» выборах, здесь не очень актуальна: помощь партии в ее отборе наиболее проходных кандидатов по определению дело добровольное, тем более, что в России, еще со времен поздней Перестройки отношение к правящей партии у большинства рядовых граждан традиционно скорее критическое. Поэтому явка в основном заслуга или харизмы кандидата (кандидатов) или организованности их избирательных штабов.
В лидерах, по количеству принявших участие в голосовании — округ №28, где проголосовало 2100 человек (победитель — Ольга Балакина).
Кроме 28 округа в пятерку самых активных вошли:
округ №23 — 1935 человек (победитель — Сергей Пляскин)
округ №22 — 1656 человек (победитель — Михаил Иванов)
округ №21 — 1573 человека (победитель — Павел Пашинин)
округ № 24 — 1423 человека (победитель — Евгений Костин)
Шестой по электронной «явке» избирателей — округ №32 отстает от пятого на 122 голосовавшего (1301 человек).
Стоит отметить, что кроме округа депутата Балакиной, расположенного в Нижегородском районе, все остальные территории более массового голосования находятся в Сормовском районе. Т.е. гипотеза, что Нижегородский и Советский районы окажутся в лидерах хотя бы потому, что там народ больше пользуется интернетом — не подтвердилась. Да, там люди активнее жаловались в Антиснег и пользовались интернетом для высказывания недовольства деятельностью коммунальных служб. Но на активности в голосовании это не отразилось.
По количеству набранных победителями голосов на первом месте Ольга Балакина, сумевшая за свое неоднократное депутатство завоевать симпатии достаточного количества избирателей, чтобы не волноваться о результате. На втором месте представитель «новых депутатов» — Павел Пашинин (21 округ), активно работающий в своем округе с момента своего избрания на досрочных выборах в прошлом году, и за этот недолгий срок тоже успевший завоевать доверие избирателей.
Если посмотреть на то, с каким счетом выиграл в голосовании одержавший победу кандидат, то безусловным лидером является Оксана Дектярева (27 округ, 92,87%).
Шестеро из десяти первых — действующие депутаты. Мария Кузнецова — сотрудник ГАЗа, представляющий эту компанию в избирательном округе, расположенном в Автозаводском районе. Ее результат тоже предсказуем.
Впрочем, в ряде случаев сверхубедительная победа фаворита свидетельствует скорее об отсутствии достойного соперника, способного составить конкуренцию победителю.
Об этом говорят и результаты десяти кандидатов, победивших на праймериз с наименьшим отрывом. То, что наименьший результат все равно превышает 60%, свидетельствует что большой интриги не было ни в одном из округов.
Отчасти это можно объяснить большей известностью в округе кандидата-фаворита по сравнению с его соперниками. На этих праймериз не было ни одного округа, где борьба носила бы примерно равный и в силу этого бескомпромиссный характер. Надежда на такую борьбу вспыхнула было, когда прошла информация, что по 32 округу против Марка Фельдмана собирается выставить свою кандидатуру депутат Евгений Лазарев. Но… его не зарегистрировали. Оказалось, что он не представил справку о наличии или отсутствии судимости или уголовного преследования. Болельщики бывшего коммуниста, затем беспартийного кандидата, заявлявшего, что он хочет вступить в «Единую Россию», чтобы бороться с ней изнутри, возмущались тем, что во время подачи документов, большинство учреждений не осуществляли очный прием граждан и получить требуемую справку было невозможно. Правда, у остальных кандидатов подобные справки оказались. Может быть, потому, что они заранее планировали идти на предварительные выборы? Во всяком случае, для человека, который позиционирует себя как профессиональный юрист, такого рода невнимательность непростительна. Если же намерение пойти на праймериз было спонтанным, то это тоже свидетельствует о несерьезности политика.
Можно понять недовольство некоторых депутатов, работавших в своих округах и узнавших незадолго до выборов об изменении их границ. Но перекидываться из одного округа в другой — для этого у действующего депутата должна быть очень серьезная мотивация. Относительно причин для Евгения Лазарева бросить свой 30-й округ и выдвинуться в 32-м, поговаривают, что есть люди, готовые проспонсировать попытку устранения из следующего созыва гордумы Марка Фельдмана или хотя бы затруднить ему подтверждение своего депутатского статуса.
Ну или можно предположить, что Евгений Лазарев заранее слился и не считает себя способным составить конкуренцию идущему по его округу депутату заксобрания Олегу Лавричеву.
Стремление бывшего коммуниста пойти на выборы под флагом ЕР формально не нарушает сложившуюся практику: во фракции Единой России и в Городской Думе, и в Законодательном собрании есть беспартийные сторонники.
Но в этот раз идея воспользоваться формальной открытостью праймериз ЕР для получения возможности выступить под флагом этой партии на выборах (при этом обещая бороться с нею изнутри) не прошла проверки практикой из-за неподготовленности кандидата.
Возможно ли такое в будущем? И нужно ли партии прописать в условиях праймериз, что заявляющийся на предварительные выборы кандидат должен поддерживать ее курс? Или Единая Россия готова допустить в свои ряды представителей эдакой «дрожжевой закваски», способных, пусть и демагогическими приемами, инициировать во фракции дискуссии, которые сейчас в городской думе ограничиваются только комиссиями, но не переносятся на пленарные заседания.
Вторая сторона медали заключается в вопросе: Готова ли партия как-то реагировать на то, что депутаты, практически не участвующие в работе городской думы, участвую в праймериз и собираются снова выдвигаться в депутаты?
Ну и, конечно, интересно посмотреть, какой процент наберет онлайн-голосование по поправкам в конституцию. Это покажет ориентировочный предел, с которым имеет смысл сравнивать «явку» на прошедших онлайн-праймериз.
Печать