Ошибки в борьбе с самым крупным разливом нефти в Арктике вызвали негодование у российского президента Владимира Путина, а это может дать толчок изменениям в экологическом регулировании.
Самая крупная в России горно-металлургическая компания «Норильский никель» выступила с официальным заявлением на эту тему лишь через два дня после аварии, произошедшей 29 мая. В результате этой аварии более 20 000 тонн дизельного топлива попало в уязвимую речную систему Арктики.
К тому времени кадры и фотографии с места катастрофы широко разошлись по социальным сетям, и вскоре после этого губернатор региона представил официальный доклад заметно раздраженному Путину. Президент открыто отчитал главного акционера «Норникеля» и самого богатого человека в России Владимира Потанина за то, что он не заменил давший течь резервуар.
Когда масштабы разлива топлива стали ясны, следователи выступили в среду с сообщением о том, что они задержали нескольких сотрудников, ответственных за резервуар. «Норникель» назвал эту меру излишней. Компания заявила, что емкость с топливом разрушилась по причине таяния вечной мерзлоты и осадки грунта. Если это так, то вся инфраструктура на обширном российском севере может оказаться в зоне риска по мере таяния почвы.
Компанию «Норникель» уже давно критикуют за недостаточное внимание к проблемам экологии. Небольшие деньги на ремонт емкости могли предотвратить утечку, а сейчас ситуация такова, что под угрозой исчезновения оказались уникальные виды рыб, птиц и млекопитающих, живущих на сибирском полуострове Таймыр. По словам одного источника, попросившего не называть его имя, Путин был очень зол из-за разлива топлива.
В черном списке
Эта авария может подтолкнуть президента к принятию природоохранных законов и норм, работа над которыми уже давно застопорилась. Как сказал источник, эти законы будут напрямую касаться ветшающей энергетической инфраструктуры страны.
Кремлевский пресс-секретарь Дмитрий Песков не откликнулся на просьбу дать комментарий.
Проблемы «Норникеля» с загрязнением окружающей среды уже не впервые наносят удар по репутации России в вопросах экологии. Главные предприятия компании расположены в Норильске, а это один из самых грязных городов страны. Фонд национального благосостояния Норвегии, являющийся самым крупным в мире, еще в 2009 году внес «Норникель» в свой черный список из-за ущерба, который он причинил Таймыру.
Есть две версии причин аварии. «Норникель» и Генеральная прокуратура России говорят, что емкость была повреждена из-за таяния вечной мерзлоты. Следственный комитет заявил, что резервуар, которому 35 лет, был сдан в эксплуатацию после ремонта («Норникель» говорит, что ремонт был в 2018 году) без необходимых разрешений.
Есть разногласия и в оценке ущерба от разлива топлива. Дизтопливо с места аварии нашли в озере Пясино, которое соединено с Карским морем, и из-за этого в опасности оказалась местная дикая природа, о чем во вторник сообщил Интерфакс со ссылкой на регионального губернатора Александра Усса. В тот же день инвестор «Норникеля» представил презентацию, в которой говорится, что утечку удалось остановить до того, как топливо попало в озеро, и что никакой опасности для Карского моря нет.
Ясно одно. Масштабы разлива нефти беспрецедентны. «Гринпис» сравнивает его с аварией танкера «Эксон Валдиз» на Аляске в 1989 году. По оценке «Норникеля», для очистки территории понадобится 150 миллионов долларов.
В России, которая занимает первое место в мире по экспорту энергоресурсов, ежегодно происходит как минимум 10 000 разливов нефти, о чем рассказал руководитель энергетической программы российского отделения «Гринпис» Владимир Чупров. Чаще всего аварии случаются в огромной трубопроводной системе России, 50% которой исчерпало свой эксплуатационный ресурс, заявил Чупров.
Ситуация становится еще более критической, так как из-за климатических изменений тает вечная мерзлота. А поскольку в зоне вечной мерзлоты находится более половины российской территории, большая опасность по мере таяния грунта грозит расположенным там объектам инфраструктуры.
Застопоренные законопроекты
Однако более строгие нормы и правила, направленные на недопущение утечек нефти и на ликвидацию разливов, застряли в парламенте еще в 2018 году, когда законопроект прошел там первое чтение. Этот закон требует, чтобы компании, имеющие топливохранилища и трубопроводы, разработали детальные планы по сдерживанию утечек и создали финансовые резервы для ликвидации ущерба.
После этой аварии Путин приказал проверить аналогичные емкости по всей России и потребовал как можно быстрее разработать новый закон с учетом современных реалий. На этой неделе премьер-министр Михаил Мишустин снова заговорил о предложенном в 2018 году законопроекте.
Проект закона слишком расплывчат, и большого эффекта иметь не будет, говорит директор по консалтингу в сфере государственного регулирования топливно-энергетического комплекса из фирмы VYGON Consulting Дарья Козлова. Но есть и лучший подход, предусматривающий страхование и онлайновый мониторинг, добавила она.
«Главная проблема в том, что российские компании не мотивированы на изменение ситуации и на вложение средств в предотвращение аварий», — сказал Чупров из «Гринпис», который настаивает на том, что срок эксплуатации трубопроводов и инфраструктуры в Арктике надо ограничить 20 годами.
Печать