По версии следствия, 78-летний ученый передал Китаю данные о разработках в области гидроакустики и способах обнаружения подводных лодок. Сам Валерий Митько говорит, что просто читал лекции в китайском университете, и вину отрицает
Обыски в квартире президента Арктической академии наук прошли в феврале этого года. Изымали технику, документы, потом увезли Валерия Митько на допрос и сообщили, что предъявляют обвинение в госизмене. Тот факт, что о деле стало известно только сейчас, семья объясняет сменой адвокатов. Жена ученого и его дочь дали подписку о неразглашении. С сыном Арсением Business FM связаться не удалось, но получилось поговорить с женой Валерия Митько Татьяной о самом обыске:
— Открыли дверь в семь часов утра, и все началось. В семь пришли, а в 21 вышли. Непонятно, откуда ноги растут.
— Сейчас что-то известно, где он находится, как себя чувствует?
— Он находится дома, но выходить ему запрещено. Пока по суду его оставили на четыре месяца, обвиняют его в шпионаже.
Через месяц у Валерия Митько день рождения — 79 лет. Он родился в Чернигове в самом начале Великой Отечественной. Отец работал в органах внутренних дел, воевал в партизанском отряде. У пожилого ученого много регалий: состоит в Российской академии естественных наук, в общественном совете комитета Совфеда по делам Севера, преподавал в Военно-Морской академии, в университетах Санкт-Петербурга, автор более 400 научных трудов. Главная же его работа была на посту президента Арктической академии наук — организацию он сам и основал в 2003 году, она общественная и к госструктурам не относится.
Вот что об исследовании Арктики Валерий Митько говорил в 2013 году в интервью ТРК «Ямал-регион».
«Мы вообще много упускаем. Мы говорим везде: мы великая арктическая страна. А у нас нет ни одной рабочей группы арктического совета. И мы не боремся за это. Ямало-Ненецкий — денег тьма, сделать научные центры. Не важно, что там мало народу, сейчас модно дистанционно образовывать. Образование очень низкое, руководителей нет компетентных. Гражданского общества на севере нет, его здесь нет, а там — тем более. Без гражданского общества осваивать север — дохлый вариант».
Помимо прочего, с 2016 года Валерий Митько неоднократно ездил за рубеж, читал лекции в Даляньском морском университете в Китае. И вот тут его деятельностью заинтересовались в ФСБ. В 2018 году багаж ученого вскрыли в аэропорту. Сфотографировали документы, часть изъяли. Это были данные о методах обнаружения подводных лодок, и, по версии следствия, ученый согласился их отдать Китаю в обмен на материальное вознаграждение. Сотрудничество Митько и китайских спецслужб велось якобы с весны 2017 года.
Военному обозревателю «Комсомольской правды», бывшему пресс-секретарю Минобороны Виктору Баранцу удалось поговорить с сотрудником петербургского управления ФСБ. Официальные комментарии там не дают, дело «закрытое», но в целом позицию спецслужбы удалось прояснить, рассказывает Виктор Баранец.
«Конфиденциальные вопросы гидроакустических приборов — а это сугубо технические вопросы — в общем-то, очень далеки от сугубо мирных политических и экономических вопросов. Вот что вызвало подозрение у специалистов. В квартире был сделан обыск, были обнаружены материалы, которые говорили явно о целенаправленности сбора информации по гидроакустическим системам. Я спросил у своего собеседника: вы что, там были при передаче, у вас есть диктофонная запись? Мой собеседник отвечать не мог, поскольку это касалось технологий добывания информации, он просто мне намекнул: у нашей контрразведки надежные источники не только по эту сторону, но и по ту сторону границы».
Сейчас Валерий Митько находится под домашним арестом, ему запрещены прогулки и общение с журналистами. У пожилого ученого проблемы с сердцем, инвалидность третьей группы. По статье «госизмена» ему грозит до 20 лет.
Адвокат Митько, руководитель «Команды 29» Иван Павлов заявляет, что дело укладывается в общую канву преследований российских ученых в последние годы. Их и правда было немало: сотрудника ЦНИИмаш Виктора Кудрявцева обвиняли в передаче секретных сведений в Бельгию. В госизмене подозревались его коллеги Роман Ковалев и Сергей Мещеряков. Изобретатель Алексей Темирев получил 7,5 года за сотрудничество с Вьетнамом. А ведь был еще и резонансный приказ о контактах ученых с иностранными коллегами, который все же отменили.
Защита Валерия Митько пока даже не видела тот самый спорный документ, который смутил спецслужбы, говорит адвокат Иван Павлов.
Иван Павлов, адвокат
«Уже выявили ряд ходатайств, в том числе ходатайства об ознакомлении нас вот с этим документом, который якобы был передан представителям китайских спецслужб. Валерий Брониславович категорически отрицает, что он кому-то что-то передавал, говорит, что все документы, которые были у него в то время, когда он выезжал читать лекции в Китай, были основаны на открытых источниках».
Как добавил адвокат, по делу еще предстоит ключевая экспертиза. Она определит, относятся ли документы о гидроакустике и подводных лодках к гостайне. И предстоит апелляция на домашний арест пожилого ученого — дата заседания пока не назначена.
Business FM отправила запрос Арктической академии наук, ответ на момент публикации материала получен не был.
Печать