В обществе назрел запрос на открытую власть и необходимость общаться с ней через прямую коммуникацию, чтобы так или иначе принимать участие в развитии региона.
Участие жителей в определении того, как должно развиваться то или иное направление действий власти - это одна из важнейших тем в современном мире. И то, как эта тема реализуется в жизнь наглядно можно наблюдать в Татарстане. Так считает известный российский медиаменеджер, генеральный директор АНО «Диалог» Алексей Гореславский. Своим мнением он поделился во время заседания экспертного клуба «Волга», которое состоялось в Казани.
- Если говорить о соучастии жителей в развитии региона, мы наблюдаем прекрасные практики того, как татарстанцы активно участвуют в этом через специальные программы («Народный контроль», «Открытая Казань», - Ред.), практически напрямую решая в том, как регион меняется. Это очень круто, - говорит Гореславский.
Цифровой рывок, который произошел с 2012 года в республике, виден невооруженным глазом и соучастие жителей в этом процессе безмерно велико. Именно это создает тот самый запрос для чиновников и президента, на который невозможно не ответить.
- Меняется парадигма восприятия. Когда чиновник вдруг понимает, что ничего другого не надо делать кроме как сделать так, чтобы жителям было комфортно - это огромное достижение, - добавляет спикер.
В целом, вся Россия сейчас стремится к соучастию жителей в развитии регионов. Цифровая платформа «Инцидент-менеджер», с которой тесно связан Гореславский, собирает вопросы от людей в соцсетях. И если раньше вопль «ВКонтакте» или в «Фейсбуке» оставался зачастую неуслышанным, будь то яма на дороге или куча мусора и другие мелочи, отравляющие жизнь, то сейчас благодаря системе можно добиться того, чтобы власть не просто услышала, но и отреагировала на проблему.
О том, что электронные обращения жителей в соцсетях действительно стали восприниматься как официальный документ, получающий реальное развитие истории и в конце концов решение проблемы, соглашается и заместитель директора АНО «Диалог» Владимир Табак.
- Люди пишут свои жалобы в соцсети, потому что им не ответили здесь, на бумаге. Почему происходит такой вау-эффект при начале работы с обращениями граждан в соцсетях? Потому что люди в принципе не ожидают этого. Им было удивительно, что представители власти вообще на это отвечают, - говорит он.
Так было раньше. Теперь же люди недовольны тем, что им не отвечают по несколько часов. И это хорошо, считает Табак. Ведь было важно институционализировать процесс коммуникации власти и общества.
- Сейчас, когда в регионах отлажена система сбора, нам нужно поменять взаимоотношения власти и общества с помощью обратной связи и объяснить, как устроена власть. Потому что в глазах многих людей власть в регионе - это один человек и это губернатор. Его аккаунт становится единственной точкой сбора всех проблем, - делится своими наблюдениями спикер.
С мнением Табака согласен и директор по политическому анализу института социального маркетинга ИНСОМАР
Виктор Потуремский. По его словам, то, что «государство может быть с человеческим лицом» зачастую для людей открытие.
- Есть буквально место, где это государство выступает в таком качестве - это МФЦ (многофункциональный центр, - Ред.). Люди с удивлением обнаруживают, что полиция и МФЦ делается одними и теми же людьми, то есть это делает государство, но делает оно это очень по-разному. Поэтому запрос на человеческое отношение - оно ключевое, - уверен эксперт.
Многочисленные исследования других запросов общества в сторону власти показывают, что они расположены иерархическим образом. Первый из них связан с качеством жизни. Второе - люди хотят больше ответственности со стороны власти за личную ситуацию каждого гражданина, то есть, чтобы власть заботилась и защищала.
- В сторону политической системы есть и инструментальные запросы. Власть должна быть открытая, должна быть прямая коммуникация, участие в принятии решений и в обсуждениях, - перечисляет спикер.
Ситуация не ограничивается высокими требования граждан непосредственно к власти. По словам Потуремского, люди стали требовательнее к себе и рациональнее формулировать свои претензии в адрес власти. Жители отмечают, что их не устраивает качество решений, что власть действует для себя, что власть их не слышит и делает не то, что они просили.
- И говоря о тех приложениях, в которые нужно внести какую-то проблему (имеется ввиду «Народный контроль», - Ред.), человек проделал рефлексивную мыслительную работу, он это уже понимает. Это осознанное требование в сторону власти. В этом есть существенная потребность, чтобы работа власти на всех уровнях переформатировалась, чтобы было больше участия, больше прямой коммуникации, - подчеркивает эксперт.
К слову, о Татарстане Потуремский высказывается как о регионе с передовым опытом по коммуникации власти и населения. Он уверен, этого удалось добиться благодаря доверию жителей республики к чиновникам.
- Потому что когда власть говорит про традиции и прошлый опыт, это совпадает с базовым опытом людей. Люди видят, что власть не обманывает. Поверьте, в разных регионах это бывает очень по-разному, - отмечает он.
О соучастии жителей в развитии региона говорит и Алексей Чеснаков, российский политолог, директор Центра политической конъюнктуры. По его словам, благодаря таким приложениям как «Народный контроль» люди напрямую организуют работу власти.
- Если посмотреть на это как на первый этап, когда речь идет о реактивной позиции, гражданин увидел проблему, написал запрос и власть отреагировала, то следующий этап будет активным, когда граждане будут формировать программы для политиков и выбирать во власть тех кандидатов, чья программа соответствует запросам. В этом смысле мы должны рассчитывать на такие рискованные ситуации, - говорит он.
Многие из участников обсуждения во время своих выступлений отмечали, что с развитием цифровых технологий и ростом запроса на открытую власть уходит в прошлое сакральность власти. Как отмечал Потуремский, власть становится слишком на виду. Проекты подобные «Народному контролю» делает это пространство еще более прозрачным.
- Вообще-то мы живем в демократическом государстве. Никакой сакральности не предполагающей. У нас есть Конституция, в таких странах власть сакральной не является, - добавляет Чеснаков.
О том, что с развитием технологий власть потеряла монополию на распространение информации говорит медиатехнолог, управляющий партнёр «Коммуникационного агентства К9» Ярослав Муравьев.
- То, что теперь в интернете все находятся в более-менее равных правах - это надо признать. И это главный тренд. К сожалению, еще не все наши руководители это приняли. Они до сих пор считают, что «наше мнение единственное и мы его транслируем». Надо быть готовым к тому, что теперь мы на равных беседуем с аудиторией, - подчеркивает эксперт.
Как отмечает медиатехнолог, есть среди руководителей Татарстана и те, кто готов вести открытую беседу с жителями республики. Особенно ярко это было видно во время прямых эфиров программы «Татарстан Онлайн», когда министров приглашали стать участниками прямых эфиров и ответить на вопросы татарстанцев.
- Мы видим разные примеры. Кто-то говорит «надо работать, а не болтать». Это просто отмазка. Когда началась пандемия, мы запустили развлекательный проект с нашими артистами. Был широкий охват и обратная связь. Мы поняли, что есть запрос на ответы и начали общаться с министрами. Некоторые оказались не готовы прийти на площадку, где не ты определяешь, что говорить. Тем более, у всех был страх, что соцсети - это мрак. Но после эфиров взрослые мужчины, которые ни разу не выходили в прямой эфир, признали, что ничего страшного в этом нет, - заключил Ярослав Муравьев.
Печать