Фото с сайта: pixabay.com
В прошлый четверг российские школьники сдавали ЕГЭ по химии, и госэкзамен показался им чересчур сложным. Более 55 тыс. человек подписали петиции с требованиями пересмотра результатов или хотя бы изменения критериев оценки. Основная претензия родителей и опрошенных “Ъ” экспертов — серьезное отличие заданий на экзамене от вариантов, рекомендованных школьникам для подготовки. Рособрнадзор готов обсудить претензии, но лишь после того, как станут известны результаты. “Ъ” попросил преподавателей, частных репетиторов и химиков оценить сложность заданий на экзамене.
«Вы хоть в курсе, что задания ЕГЭ по химии рассчитаны на профессионалов химиков. Чтобы успешно сдать экзамен по химии недостаточно знать на отлично школьную программу,— говорится в петиции на сайте Change.org, адресованной Министерству просвещения РФ (орфография и пунктуация сохранены).— Утверждать, что задания ЕГЭ по химии рассчитаны на среднего школьника — лицемерие. Для чего тогда вообще публикуют демоверсии, если на реальном экзамене нет шаблонов и заданий, к которым действительно готовили детей?!»
В этом году госэкзамен по химии выбрали более 90 тыс. человек. Он прошел 16 июля, и практически сразу в сети появилось несколько подобных петиций, авторы которых призывают изменить критерии оценки работ. В общей сложности петиции подписало уже более 55 тыс. человек.
«Я стабильно писала на 80+, занималась с репетиторами и по вебинарам, прихожу на ЕГЭ, сажусь и понимаю, что у меня возникли сложности даже с первыми заданиями,— рассказывает выпускница из Владимира.— Меня охватил страх. И в какой-то момент я вижу, что в аудитории плачет мальчик. Затем еще одна девочка начинает плакать. Я вижу, что все плачут, я не понимаю, что происходит. Тут говорят, что осталось полчаса, и у меня наворачиваются слезы. Подходят проверяющие и молча гладят по спине, чтобы успокоить». «В этом году у меня сдавали восемь учеников, все выходили в прострации и говорили, что труднейший тест, некоторые вещества им неизвестны,— подтвердила “Ъ” учительница химии.— Самые умные девочки говорили, что очень трудно, но решаемо. Слабые говорили, что надо писать апелляцию на первую часть».
“Ъ” попросил преподавателей, частных репетиторов и химиков оценить сложность заданий, которые по памяти воспроизвели после экзамена выпускники. Часть из них опубликовало издание «Мел», некоторые задания выпускники выкладывали в тематических группах в социальных сетях. «Не могу сказать, что задания были сложнее с точки зрения материала. Проблема была в формулировках,— говорит преподаватель химии Татьяна Рыбка.— Например, одно из первых заданий теста моей ученицы заключалось в том, чтобы найти два химических элемента с одинаковой разностью между максимальной и минимальной степенью окисления. Это вполне адекватное задание, с которым может справиться выпускник, сдающий химию. Однако ранее в примерах ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений, разработчик заданий ЕГЭ.— “Ъ”) требовалось просто найти два элемента с одинаковой максимальной или минимальной степенью окисления. Таким образом, на реальном экзамене задание усложнилось». По ее словам, чтобы решить задания с новыми формулировками, требуется «в три раза больше времени», что заставило многих переживать уже в начале экзамена. «Задания в сумме получились несбалансированными, с вызовами и провокацией,— говорит репетитор Семен Васин из Санкт-Петербурга.— Но это не значит, что их невозможно было решить, опираясь на школьную программу. Обычно моим ученикам хватало два с половиной часа на решение задач и занесение ответов в бланки, а в этот раз трех с половиной часов для всех ребят оказалось недостаточно». Преподаватель онлайн-курсов для подготовки к ЕГЭ по химии кандидат химических наук Сергей Широкопояс считает, что вопросов, выходящих за рамки школьной программы, на экзамене практически не было. «Но были задания, бестолково усложненные логическими нагромождениями,— говорит он.— Это привело лишь к тому, что многие ученики не смогли правильно распределить время для решения». По мнению господина Широкопояса, многие задания были специально сформулированы таким образом, чтобы «взять на испуг» школьников: «Гетероциклический амин в двенадцатом задании, например. Или роданид-ион в заданиях на равновесие. Ранее подобные структуры на ЕГЭ не попадались. На общий принцип решения задания это не влияет, те, кто не запаниковал и уверенно решал подобные задания, имели шансы разобраться. "Посыпались" те дети, которые чуть слабее по стрессоустойчивости и кто просто отрешал только шаблонные задания при подготовке. Их необычные вещи в заданиях просто напугали».
Основная претензия родителей и опрошенных “Ъ” экспертов — отличие заданий на самом экзамене от вариантов, рекомендованных ФИПИ для подготовки к нему.
«Ученики готовились весь год к тому, что выложил ФИПИ на официальном сайте, а попалось другое»,— говорится в одной из петиций. «В задачах из второй части понадобилась система уравнений для решения. За грани допустимого по школьной программе это не выходит, однако выходит за рамки того материала, который разработчики рекомендуют для подготовки,— материалы издательства ФИПИ и официальный сайт ФИПИ,— подтверждает Сергей Широкопояс.— Ни в пособиях от разработчиков, ни в материалах сайта ФИПИ я не помню ни одной задачи, которую требовалось бы решать с применением системы уравнений. По каким материалам действительно можно подготовиться тогда?»
На возмущение выпускников, родителей и учителей в пятницу ответил Рособрнадзор. Там заявили, что представленные задания «не выходят за рамки школьной программы»:
«Результаты ЕГЭ по химии стоит обсуждать после получения результатов экзамена, когда мы увидим, как участники его реально сдали. После получения результатов ЕГЭ и статистических данных о выполнении участниками экзамена всех заданий будет проведен содержательный анализ выполнения экзаменационных работ».
Печать