Фото с сайта: wikipedia.org
Политический аналитик Дмитрий Буреев изучил списки претендентов на депутатские мандаты и должности глав органов местного самоуправления, которые в поисках доверия избирателей вышли на выборы 13 сентября. И поделился своими выводами.
– Сразу оговорюсь, что 13 сентября местные выборы в Хакасии не закончатся. Причин этому несколько. Одна из них – не все вакансии закрыты даже на уровне выдвижения кандидатов. Так, в одном из поселений на пятимандатном округе в открытой базе Избирательной комиссии РХ значится всего один кандидат, четыре вакансии никак не обозначены. Но их придется довыбирать на следующем круге. В этом же поселении на втором пятимандатном округе числятся трое кандидатов, две вакансии не заполнены. И даже если избирком оставит выборы в силе, местный Совет депутатов все равно не сможет работать – не будет кворума.
Вторая причина тому, что избирательная кампания получит свое автоматическое продолжение, – сами кандидаты, как это ни странно…
Изучая списки кандидатов, обнаружил интересную тенденцию: если одна большая и влиятельная партия постаралась на выборы выдвинуть максимум своих кандидатов на различные выборы, то “тройка” остальных думских партий особо заморачиваться не стала.
В итоге на этих муниципальных выборах в Хакасии получились своего рода рекорды, когда партия выдвигает из своих рядов кандидата на десятки (!) вакантных депутатских мандатов и в главы поселений. Не называя фамилий, скажу лишь, что особенно здесь преуспели две партии – ЛДПР и КПРФ. У первой порядка десяти человек заявлены на выборы в 12-18 мест каждый, причем без особой привязки к избирательным округам как к месту жительства. У второй 5-7 кандидатов баллотируются на выборах от Орджоникидзевского района до Таштыпского. И в случае чисто гипотетической победы таких кандидатов в двух-трех кампаниях, им придется выбирать только один мандат депутата или главы, отказываясь от других. И тогда избиркомам придется проводить довыборы. На моей памяти подобное, конечно, случалось, но в таких масштабах клонирование кандидатов по разным местам я вижу впервые.
Это говорит о двух вещах. Первая: к масштабной муниципальной кампании этого года две крупнейшие парламентские партии в Хакасии остались без достаточного количества кандидатов, что реально показывает их организационно-кадровые возможности. Вторая: региональные отделения этих партий, стремясь максимально глубже проникнуть в гущу избирательных процессов, свои лучшие и работоспособные кадры передали избирательным комиссиям в качестве членов и резерва, обнулив потенциал по кандидатам на выборах.
Процесс оказался в тупике и теперь это головная боль как самих партийных организаций, так и избиркомов: с одной стороны – ТИКи и УИКи укомплектованы представителями партий, как того требует закон; с другой стороны – выборы оказались без кандидатов на многих участках. И даже самовыдвиженцы здесь не особо спасают положение.
Еще одна особенность кампании-2020 это массовое выдвижение безработных, временно не занятых, домохозяек и домохозяинов, пенсионеров. Дело дошло до того, что в одном из сельсоветов на все вакантные мандаты депутатов, а их там порядка 11, заявились местные безработные жители. Но местные депутаты работают без вознаграждения и не имеют каких-либо особо привилегий, такой массовый поход во власть подобных личностей тоже заставляет задуматься об эффективности работы будущего местного Совета.
И как тут не вспомнить вполне разумную организацию работы власти в поселениях еще десять лет назад, когда в Хакасии были организованы территориальные управления районных администраций с назначаемыми руководителями, и их работа была в меньшей зависимости от депутатов сельсовета: смета расходов поселений утверждалась на уровне районов, местные депутаты ее лишь согласовывали. Сейчас же, после принятия поправок в Конституцию РФ, местное самоуправление будет официально встроено в систему публичной государственной власти, неразберихи в МСУ станет явно больше, а компетентных специалистов на местах не очень-то и много.
Отсюда еще одна тенденция, которая уже укоренилась в Хакасии. На выборы местных депутатов идут водители поселковых администраций, специалисты военно-учетных столов, бухгалтера, делопроизводители. Это создает определенную кадровую подушку безопасности для местной власти в части кворума местного же Совета депутатов, но на самом деле это профанация местного самоуправления. И когда начинаются выборы на уровне поселков, местные главы и комиссии с ног сбиваются в поисках кандидатов. Тогда к выборам привлекаются руководители бюджетных учреждений, местные коммунальщики, авторитетные предприниматели и известные ветераны и пенсионеры. И в конечном итоге местная власть в поселениях годами представлена одними и теми же людьми, которые в силу своего статуса в поселении в нагрузку носят мандат депутата. Это путь в никуда, и рано или поздно такая устоявшаяся система рухнет сама собой. Хоть бы еще и потому, что ни денег, ни ресурсов у поселенческих властей, за редким исключением, нет и они ждут помощи сверху, даже себе на зарплату, не говоря уже о других расходах.
В этом отношении в Хакасии в 2020 году при выдвижении кандидатов мало что изменилось. Большинство кандидатов в депутаты и главы – действующие с прошлых выборов.
Вопреки всяким сомнениям, оказалось, что крупный бизнес Хакасии не чурается муниципальных выборов. И список кандидатов показал, что за мандаты на местах собрались биться как раз работники крупнейших предприятий. Например, в Бейском районе внимание привлекли кандидаты, указавшие в качестве места работы заводы и подразделения РУСАЛа. И интересно то, что сами кандидаты пошли на выборы через разные партии.
Среди кандидатов также есть работники СГК, СУЭК-Хакасия, МРСК. Своего представителя в новом созыве Аскизского райсовета пожелала увидеть и новая компания – “АЛАТАУ” (Тейский рудник).
Не отстают в этом процессе и угольщики. Работники разрезов в Алтайском и Бейском районе массово выдвинулись в местные Советы депутатов проблемных для предприятий поселений. И вряд ли это было их самостоятельное решение, но тем не менее факт есть факт.
Но особо отличились железнодорожники. Представители монополии и ее подразделений значатся в списках кандидатов в депутаты практически везде, где есть либо крупные железнодорожные станции, либо сопутствующие предприятия. Это особенно заметно по Усть-Абаканскому и Аскизскому районам. Только в крупнейшем национальном районе на выборы вышли 35 работников, так или иначе связанных с РЖД. И такое также наблюдается впервые. Интересный прецедент, учитывая общую социальную и политическую ситуацию в Хакасии и вокруг нее…
Но самым массовым отрядом кандидатов стали бюджетники всех рангов и отраслей: культуры, спорта, образования, здравоохранения, ЖКХ. От простых санитарок и сторожей до руководителей учреждений. И как депутаты в своих поселениях вряд ли они будут идти на принципиальные разногласия с главами: в селе или поселке принято жить все-таки “общиной” и особо ретивых или амбициозных тут не жалуют. Вот это и есть краеугольный камень местного самоуправления уровня сельских и поселковых Советов в Хакасии.
Такая картина наблюдается по всей республике. Фактически власть в поселениях распределена в треугольнике: Глава района – глава поселения – местный авторитетный предприниматель или руководитель, который дает местным жителям работу и платит хоть какие-то налоги.
Кампания по выдвижению кандидатов на выборах в Единый день голосования 13 сентября завершилась, теперь интересно посмотреть кто из них “выживет” на этапе официальной регистрации в избирательных комиссиях. Это произойдет в первых числах августа.
Печать