Фото с сайта: wikipedia.org
Евросоюз медленно, но настойчиво пытается усилить свое влияние в Арктике. Брюссель долгие годы не может получить статус наблюдателя в Арктическом совете, но уже проводит целенаправленную арктическую политику, которая далеко не всегда устраивает Канаду или, например, Россию.
Дания, Швеция и Финляндия. Этого мало?Присутствие Европейского Союза в Арктическом совете и так обеспечивают Финляндия и Швеция. Еще есть Дания, входящая в пятерку арктических стран, обладающих приарктическим шельфом. Впрочем, этот шельф целиком принадлежит Гренландии, которая в Евросоюз не входит. В том числе и этим объясняется пристальное внимание США к этому острову.
Норвегия входит в арктическую пятерку, но не входит в Евросоюз. Также не входит в это объединение и Исландия, хотя Брюссель проводит определенную политику интеграции этой страны.
Арктическая политика Брюсселя формируется так: есть Еврокомиссия, которая выдвигает предложения, формирует рекомендации и составляет рабочие программы совместно с Европейской внешнеполитической службой. Представители этих структур участвуют в работе Арктического совета.
Посол по особым поручениям Европейского союза, курирующий вопросы Арктики, Мари-Энн Конинскс постоянно выражает уверенность в том, что ЕС рано или поздно получит статус наблюдателя в Арктическом совете. Тем более, что почти на все мероприятия представителей Брюсселя и так приглашают.
Евробюрократы: медленно, но настойчивоВ тактическом плане и в плане оперативности Брюссель весьма ограничен процедурами. В 2016 г. Евросоюз представил свой очередной документ «Интегрированная политика Европейского союза в Арктике», а следующий был только в 2019 г. Институции Брюсселя не имеют оперативного управления, но создают направления, которым следует и Швеция, и Финляндия, и, что более важно, Дания.
В 2019 г. Брюссель в очередной раз (впервые в 2009 г.) заявил о желании получить статус наблюдателя в Арктическом совете. Против этого выступили и Россия, и Канада. Для России мотивы четкие – санкции со стороны Евросоюза. В Канаде же не хотят усиления наднационального органа в Арктических делах. Есть система – Арктический союз – и не нужно допускать еще одну систему в уже существующей системе. Такую позицию, кстати, разделяют не только в Канаде.
Зачем Брюсселю Арктика?Компромисс и получение Брюсселем заветного статуса наблюдателя возможен, но только дипломатический. Кардинально арктическая пятерка вряд ли захочет менять баланс. Арктическая пятерка не заинтересована в усиление арктических амбиций Брюсселя.
К тому же по своему формату Евросоюз не может претендовать на полноценное участие в Арктическом совете. Тем не менее, Брюссель будет продвигать свою экологическую повестку. Также следует ожидать возможных альянсов по поводу Северного морского пути. Для тех же северных стран Европы навигация по этому пути дает отличные импульсы для развития торговли (речь не только о Скандинавии и Финляндии, но также и о Прибалтике и Германии). Впрочем, позиция Брюсселя по этому вопросу будет в значительной степени исходить из интересов Вашингтона и, отчасти, Лондона.
Брюссель и так имеет влияние на Данию, Швецию и Финляндию и может задавать нужные ориентиры. Эти северные страны уже находятся в фарватере Евросоюза и продвигают нужную повестку. Впрочем, Копенгаген испытывает влияния также со стороны Вашингтона, но, к чести Дании, имеет свой, независимый взгляд на арктическую политику.
Очевидно, Брюссель хочет институционализировать свое право на участие в арктических делах не только от имени небольших северных государств. Евросоюз намерен добиваться учета интересов Германии, Италии и Франции в арктических конфигурациях. Это касается как логистических путей, так и углеводородов. Сейчас на уровне политики Евросоюза 2050 г. обозначен как год окончательного отказа от углеводородов. Брюссель делает ставку на исследования, экологию и отстаивания прав коренного населения.
Этот дискурс прекрасно знаком и Канаде, и России, и Норвегии. Поэтому присутствие в Арктическом совете такой структуры, как Евросоюз, кажется избыточным для арктической пятерки. Очевидно, что Евросоюз стоит на платформе интернационализации Арктики и демилитаризации. Впрочем, здесь о позиции Евросоюза красноречивее говорят действия НАТО, нежели заявления евробюрократов.
Печать