Фото с сайта: pixabay.com
Как кандидаты-банкроты прошли регистрацию на выборах в Курганскую облдуму
Участники выборов в Курганскую областную думу возмущены тем, что избирком зарегистрировал двух кандидатов-банкротов — Артура Пущина (КПРФ) и Михаила Котюсова («Справедливая Россия»). Для регистрации оба кандидата открыли избирательные счета в Сбербанке России, хотя по закону о банкротстве граждане-банкроты не имеют права открывать любые банковские счета. Как это возможно и что будет дальше — в материале Znak.com.
Участники выборов в региональный парламент возмущены регистрацией двух кандидатов-банкротов — Артура Пущина и Михаила Котюсова. Оба идут на выборы в Кургане: Пущин — по Железнодорожному округу от КПРФ, Котюсов — по Восточному округу от «Справедливой России». Решения об их регистрации территориальные комиссии приняли 20 и 22 июля.
Арбитражный суд Курганской области признал Артура Пущина банкротом еще 14 декабря 2017 года. В отношении должника, по данным картотеки арбитражных дел, идет процедура реализации имущества. Финансовый управляющий имуществом Пущина — Евгений Бобрышев. Тот же суд признал Михаила Котюсова банкротом 20 сентября 2018 года, его имущество также реализуется. Финансовым управляющим с сентября 2019 года утвержден Михаил Сентюрин.
Пущин и сейчас является депутатом, но на уровень ниже — Курганской городской думы. Разница в том, что в гордуму он прошел по списку КПРФ, а в областную думу и Котюсов, и Пущин баллотируются и по спискам, и как одномандатники, а в последнем случае им требовалось открыть избирательные счета в Сбербанке.
«Их нельзя было регистрировать в качестве кандидатов по мажоритарным округам, избирательная комиссия здесь дала маху, — считает один из участников избирательного процесса. — Банкрот не имеет права открывать любой счет — это может сделать только финансовый управляющий. И все средства на счетах должны аккумулироваться в пользу кредиторов».
Закон о банкротстве действительно запрещает гражданам с даты признания их банкротами «лично открывать банковские счета и вклады в кредитных организациях и получать по ним денежные средства». Открывать и закрывать счета гражданина в банках может только финансовый управляющий его имущества (статья 213.25 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ).
Но ни Котюсову, ни Пущину это не помешало. Оба кандидата рассказали Znak.com, что уже открыли избирательные счета, причем сделали это самостоятельно. «А кто должен за меня открывать его? — удивился Михаил Котюсов. — Нарушений закона здесь нет. Избирательный счет — это отдельно». На какой именно закон он ссылается, Котюсов не уточнил. «Это же не мой личный счет, а избирательный счет, — заявил Артур Пущин. — Насколько я знаю, это так. Это же не коммерческий счет». Он признал, что с финансовым управляющим по этому поводу не консультировался.
Финансовые управляющие банкротов уже заинтересовались открытыми счетами. Евгений Бобрышев считает, что по закону Пущин не должен был открывать счет. Но сейчас необходимо разобраться, как законодательство о банкротстве соотносится с избирательным правом. «Если банк открывает счет, то он проверяет клиента. А здесь, я так понимаю, было вынесено решение избирательной комиссией и на его основании без всяких проверок счет ему открыли. Мы считаем, что это не совсем правильно», — сказал Бобрышев.
«Я планирую уведомить избирательную комиссию, что такая ситуация возникла, и попрошу этот счет заблокировать, — подчеркнул финансовый управляющий Бобрышев. — Он признан банкротом с 2017 года, поэтому должен информировать о всех доходах, которые получает. А он вообще, честно говоря, противодействует процедуре банкротства».
Финансовый управляющий имуществом Михаила Котюсова — Михаил Сентюрин заявил, что гражданин-банкрот должен извещать управляющего о своих действиях. «Если он открывает (счет), если ему жертвуют, значит, у него появляется доход — будем забирать. В банк напишем, все денежные средства, которые будут поступать, заберем в конкурсную массу», — подчеркнул Сентюрин. «Мне интересно, как он, банкрот, вообще на выборы идет», — добавил он.
Адвокат, партнер международного центра защиты прав Globallaw, Антон Задоркин отметил, что после введения процедуры реализации имущества гражданин-банкрот в течение дня передает финансовому управляющему все банковские карты. Ему запрещено производить операции по банковским счетам, инициировать открытие новых счетов. А средствами на счетах и вкладах в банках банкрота распоряжается финансовый управляющий.
Но возникла юридическая коллизия. По закону избирательный счет является целевым спецсчетом, где аккумулируются деньги жертвователей, и потратить их можно только на определенные цели и никак не обратить в конкурсную массу. «Если исходить из того, что это деньги жертвователей на избирательную кампанию, то нельзя будет сказать, что это деньги банкрота. Тогда и кредиторы на них не смогут претендовать», — добавил Антон Задоркин.
В избирательной комиссии Курганской области и Сбербанке России в свою очередь заявили, что избирательные счета Пущину и Котюсову были открыты законно, а регистрация кандидатов произведена по всем правилам.
В Курганском отделении Сбербанка в ответ на запрос Znak.com уточнили, что требования к лицам, выдвинутым в кандидаты в соответствующие органы государственной власти или местного самоуправления, определяются законодательством РФ, которое не ограничивает право гражданина, признанного несостоятельным (банкротом), выдвигать свою кандидатуру. Соответствующими актами ЦИК РФ установлен порядок открытия и ведения специальных избирательных счетов для формирования избирательных фондов кандидатов.
«Запрет, установленный в статье 213.25 закона о банкротстве, не распространяет свое действие на специальные избирательные счета, поскольку это может привести к ограничениям в реализации избирательных прав, при этом законодательно запрещено обращать взыскание по долгам гражданина на денежные средства, находящиеся на специальных избирательных счетах, открытых на его имя», — сообщила представитель банка Елена Волчатникова.
В банке отметили, что открытие специального избирательного счета кандидата осуществляется незамедлительно по предоставлению в филиал Сбербанка разрешения соответствующей окружной избирательной комиссии об открытии данному кандидату специального избирательного счета. «Таком образом, правовых оснований для отказа в открытии избирательного счета у банка не было», — заключила Волчатникова.
А секретарь избирательной комиссии Курганской области Галина Достовалова заявила Znak.com, что регистрация Артура Пущина и Михаила Котюсова «проведена в строгом соответствии с действующим избирательным законодательством».
В списке ограничений пассивного избирательного права отсутствуют такие основания, как признание должника-кандидата несостоятельным либо открытие в отношении него конкурсного производства.
Пущин и Котюсов, по словам Достоваловой, представили в избирком документы, необходимые для выдвижения и для их регистрации. А закон о банкротстве не распространяет свое действие на специальные избирательные счета, избирательные фонды, не устанавливает каких-либо ограничений для кандидатов как субъектов избирательного процесса.
При этом председатель Восточной территориальной избирательной комиссии (ТИК) Кургана Татьяна Агафонова уточнила Znak.com, что Михаил Котюсов в своих документах не указал, что является банкротом.
Печать