Как стало известно «НГ», кандидата «Открытой России» (ОР) на выборах в гордуму Краснодарского края Яну Антонову официально зарегистрировали. При этом 5 августа оппозиционерку ждет очередное заседание в Ленинском суде Краснодара по делу об участии в деятельности нежелательной организации.
А в Архангельской области активист Шиеса Олег Мандрыкин ждет регистрации в качестве кандидата на выборы губернатора – ответ от избиркома он планирует получить до 7 августа. Беспокойство у оппозиционеров вызывает недопуск кандидата КПРФ Олега Михайлова на выборы главы Коми.
Избирательная комиссия Краснодара официально зарегистрировал Яну Антонову в качестве кандидата на предстоящих выборах в городскую Думу.
Как сообщил исполнительный директор «Открытой России» Андрей Пивоваров, Антонова успешно прошла проверку подписей избирателей. Оппозиционеры заранее подстраховались и каждую подпись заверили у нотариуса (см. «НГ» от 10.06.20). «Но все равно избирком не принял некоторые из них. По полицейской базе не пробились четыре адреса, еще пять автографов не признал эксперт. Все наши отсылки к нотариусу остались без внимания, мнение эксперта и базы МВД оказалось для рабочей группы избиркома важнее», – сообщил политик, по мнению которого случившееся «еще раз доказывает, что всю процедуру сбора подписей надо отменять».
Тем временем 5 августа Антонова в очередной раз отправится в суд на заседание по возбужденному против нее уголовному делу об участии в деятельности «нежелательной организации» (статья 284 УК) за несколько репостов в соцсетях записей из группы «Открытая Россия. Ростов-на-Дону». По этой статье наказание может составлять штраф 300–500 тыс. руб., обязательные работы или до шести лет лишения свободы. Так что, видимо, регистрация на выборах не является гарантией попадания фамилии оппозиционерки в бюллетень.
Лидер ОР Анастасия Буракова сообщила «НГ»: «Хорошо, что Антонова прошла регистрацию, но победу пока праздновать рано. Как мы видели по петербургским выборам, это лишь первый этап отсева кандидатов, их потом могут снять по жалобе конкурентов. Или за давние записи в блогах, либо просто фальсифицируют голосование. Нет каких-то единых правил игры, все зависит от конкретного региона и кандидата».
Буракова отмечает, что придирки к подписям, даже нотариально заверенным, – не новация, поскольку избиркомы сверяют данные с базами МВД, которые в ряде мест устарели, а бюрократическая практика в деятельности избиркомов по-прежнему очень сильна. При этом теоретически, если даже Антонова выиграет в итоге выборы, в случае осуждения ее вполне могут лишить депутатских полномочий.
Буракова сообщила, что муниципальный проект «Объединенные демократы» был встречен по-разному. Например, в Ивановской, Владимирской и Новгородской областях оппозиционеры спокойно регистрируются и ведут кампанию, а в протестном Татарстане власти пошли на обострение, против кандидатов и штаба проводятся силовые действия, например обыски, и кампания в целом затруднена.
Оппозиционеры отмечают, что после митингов в Хабаровске страна вступила в новую политическую реальность – региональные власти стали действовать осторожнее, а стало быть, это дает новые возможности оппозиции.
Например, «народный губернатор», активист Шиеса Олег Мандрыкин, идущий на выборы главы Архангельска от «Яблока», все же сумел пробиться через муниципальный фильтр. Ему удалось собрать 214 подписей при необходимом максимуме в 198. Как сообщил «НГ» участник кампании Дмитрий Секушин, сторонники Мандрыкина сдали ровно 198 автографов, получить ответ избиркома сторонники кандидата должны не позднее 7 августа. Тем временем, по информации Секушина, идут тревожные сигналы из соседнего региона, – в Коми до участия в выборах главы республики не допустили кандидата КПРФ Олега Михайлова. 2 августа избирательная комиссия Коми не приняла часть подписей муниципальных депутатов, собранных в его поддержку из-за так называемого задвоения – когда один и тот же депутат отдает свою подпись за нескольких кандидатов. Секушин опасается использования той же технологии в борьбе с Мандрыкиным. «Пока на сайте избиркома висят отскриненные листы восьми кандидатов, в том числе и Мандрыкина, о времени проверки подписей нам ничего не сообщили», – сказал он. Между тем Секушин подчеркнул: «В России действительно наступает новая политическая реальность. Сейчас власти все еще используют фальсификации, но уже стыдятся этого. Например, кандидаты от власти не используют партийную символику, у нас врио губернатора Архангельска Александр Цыбульский хоть и идет от ЕР, но в агитации этого не видно».
Президент Российской ассоциации политических консультантов
Алексей Куртов считает, что решение о выборе тактики на выборах отдано на откуп субъектам Федерации и от региона к региону ситуация с регистрацией оппозиционеров разная. «Сейчас мы наблюдаем, как оппозиционеры в ряде мест прорываются на выборы, что раньше было труднее, – это эхо хабаровских событий, – заявил «НГ» эксперт. – Оппозиция увидела, что люди могут выходить, и стала больше договариваться о совместных действиях, а также стала увереннее в себе и активнее выдвигает своих кандидатов. Увидела это и власть, и теперь в некоторых регионах, где обстановка более протестная, стараются не снимать несогласных с выборов без веских оснований, чтобы не спровоцировать скандалы и протесты».
По словам Куртова, о растущем социальном напряжении политологи говорят уже два года, и в ряде мест ситуация накалилась. Там, где обстановка накалена, избиркомы тщательно проверяют документы оппозиционеров, стараясь без должных оснований не снимать их с выборов, потому что это может спровоцировать новый всплеск недовольства. Поэтому вероятность регистрации того же Мандрыкина высока. «Конечно, это не означает, что как только оппозиционеры попадут на выборы, то им дадут режим полного благоприятствования, наоборот: внимание к их деятельности и кампании будет повышенным и любая ошибка тут же обернется против них», – подчеркнул Куртов. По его словам, региональные власти по-прежнему не считают регистрацию оппозиционных кандидатов безопасной для себя и просчитывают риски и угрозы, ведь в любом случае решение для них чревато: в ряде мест оппозиционеры могут победить или, наоборот, их недопуск может вывести людей на улицы, поэтому региональные власти просчитывают, где лучше допустить кандидата, а где заранее снять, а администрация президента изучает и анализирует опыт с мест на будущее.
Печать