Фото с сайта: wikipedia.org
Директор молдавской Ассоциации за демократию через участие ADEPT Игорь Боцан заявил, что в рамках переговоров по политическому урегулированию приднестровского конфликта должно быть подписано два документа. По его словам, один из них засекреченный, а второй будет предан широкой общественной огласке.
Откуда ему стало известно о характере протоколов Боцан не говорит, однако отмечает, что, по его информации, президент Молдавии Игорь Додон пока «не выполнил своих обещаний».
«Господин Додон не выполнил ни одного из своих обещаний, включая решение приднестровской проблемы с участием России. Вот что здесь важно: на своей последней встрече с журналистами он пообещал, что через год после его возможного избрания приднестровская проблема будет решена. И мы понимаем, что когда он об этом говорит, то имеет в виду изменение конституционных норм, — чтобы в Конституции фигурировало Приднестровье в качестве субъекта, — пусть не субъекта федерации, но обладающего особым статусом», — отметил Боцан.Он добавил, что при правлении в стране Демпартии глава государства обсуждал с ее лидером Владимиром Плахотнюком (после смены власти в 2019 году экс-глава ДПМ объявлен в розыск за ряд преступлений, в том числе политического характера), как видит Кремль решение приднестровской проблемы, а также возможные механизмы реализации этого плана.
Напомним, оппозиция распространила видео, на котором молдавский лидер встречается с Плахотнюком для обсуждения финансирования Партии социалистов из России, а также якобы берет деньги у олигарха. Позже Генеральная прокуратура не усмотрела в видеоматериале фактов, подтверждающих состав преступления.
«Мы уже видели настоящие планы г-на Додона в том видео, где он обсуждает с г-ном Плахотнюком, чего хочет Москва, и как достичь этих целей. Должно быть подписано два документа: один — официально засекреченный, в котором закреплены права Приднестровья и есть одобрение России, и второй — для широкой публики», — рассказал Боцан.С этим проектом общественный деятель связывает и инициативу Додона по изменению Конституции РМ. Он уточнил, что согласно решению Конституционного суда от 2 мая 2017 года, Россия, осуществляющая разграничение противоборствующих сторон на берегах Днестра, признана государством-оккупантом, а Приднестровский регион, где дислоцируется Оперативная группа российских войск (ОГРВ проводит ротацию миротворческого контингента и охраняет склады вооружения, оставшееся после распада Варшавского договора и вывода 14-й армии) — оккупированной территорией.
«Разумеется, Игорю Додону не нравится подобная ситуация, и потому он ищет причины для отмены части решений Конституционного суда. И хочет сделать это с помощью радикальной правки Конституции», — заключил Игорь Боцан.Как сообщало EADaily, ранее президент Молдавии Игорь Додон заверял, что при решении вопроса реинтеграции Приднестровского региона тема федерализации заинтересованными сторонами, а также международными партнерами, в том числе Российской Федерацией (вместе с ОБСЕ и Украиной выступает посредником и гарантом в переговорах Кишинева и Тирасполя) даже не обсуждалась.
«Не может быть федерализации Молдавии. И не может быть пути федерализации Приднестровья, который не был бы одобрен Западом и Востоком. Это невозможно. Приднестровская проблема может быть разрешена при наличии международного консенсуса», — подчеркивал он.Однако политические оппоненты власти продолжают считать, что Додон продвигает интересы Москвы, не прекращая работу над федерализацией страны. Якобы этот проект разработан спецпредставителем президента РФ по Молдавии Дмитрием Козаком. Первая попытка осуществить проект была в 2003 году, тогда Меморандум Козака подписала приднестровская сторона, однако в последний момент Кишинев отказался его ратифицировать, посчитав, что Тирасполь и Комрат (Гагаузская автономия) получат преимущество перед федеральным центром. В последнее время оппозиция снова заговорила о так называемом плане Козак — 2.
В ответ на это Игорь Додон сообщил, что его президентурой разработаны некие предложения по окончательному политическому урегулированию приднестровского конфликта через объединение страны, предполагающие для левобережного региона специальный статус «очень сильной автономии».
Со своей стороны в Приднестровье подчеркивают, что диалог с молдавской стороной возможен только в контексте обеспечения интересов граждан, а во внешней политике власти ПМР руководствуются результатами референдума 2006 года. Тогда более 97% населения проголосовало за независимость республики с последующим свободным присоединением к Российской Федерации.
Печать