Политтехнологическая вертикаль в парламенте несёт ощутимые потери. Политологи, которых связывали со спикером Госдумы Вячеславом Володиным, похоже, остаются не у дел. По данным «Октагона», глава парламента урезал объёмы сотрудничества с Институтом социально-экономических и политических исследований (Фонд ИСЭПИ). Также Володин, по данным инсайдеров, ограничил своё общение с Алексеем Чадаевым. Судя по всему, причиной изменившегося отношения стала радикальная позиция «володинских» технологов по поправкам к Конституции.
История началась с июньской заметки директора Центра политической конъюнктуры Алексея Чеснакова на его собственном ресурсе «Актуальные комментарии». В тексте, озаглавленном «Володин суетится», Чеснаков написал, что «при подготовке к голосованию по поправкам группа так называемых “володинских” политтехнологов, близких к спикеру нижней палаты, начала вбрасывать в телеграм-каналы и СМИ информацию о высоких планках, которые администрация президента якобы ставит перед регионами». По его данным, некоторые политологи говорили о необходимости явки в 90 процентов.
Чеснаков подчеркнул, что такие вводные «сильно расходятся с установками первого замглавы администрации президента Сергея Кириенко, обозначившего на недавней встрече с замами губернаторов по внутренней политике цифры удовлетворительной явки в 50 с небольшим процентов, а голосов за поправки ‒ в районе 60 процентов».
Мотивами «володинских» политологов Чеснаков назвал «никак не утихающее желание испортить важную кампанию преемнику на посту главного политменеджера страны» и «напакостить» другим членам путинской команды.
Под «володинским» политологом Чеснаков, вероятно, имел в виду Александра Пожалова из Фонда ИСЭПИ. Пожалов 1 июня написал: «Кажутся ли вам недостижимыми, например, вот такие целевые ориентиры мобилизации за Конституцию – 60 процентов явки и 86 процентов за? Мне, диванному политологу, – нет, не кажутся недостижимыми».
Источники «Октагона» утверждают, что жёсткий «наезд» Чеснакова сделал своё дело: глава ИСЭПИ, советник спикера Госдумы Дмитрий Бадовский отстранён от обязанностей. «Фактически его не пускают в Госдуму», – отмечает инсайдер. Второй технологический центр Володина в лице Алексея Чадаева тоже уже не в парламенте: он трудится в партии «Новые люди» и ограниченно контактирует со спикером Госдумы.
Знакомый с ситуацией в Госдуме источник «Октагона» утверждает, что пиар-команда Володина рушилась постепенно, сейчас процесс достиг кульминации.
Во времена, когда Володин был куратором внутренней политики, у него было два основных фонда, которые заменили существовавший ранее Фонд эффективной политики, – Фонд развития гражданского общества (ФОРГО) Костина и ИСЭПИ Бадовского. Кроме этого, администрация в лице Володина «окормляла» и других политологов, которые «володинскими» и не были. Тот же Костин ранее работал у Владислава Суркова, затем остался у Володина, а от него у Кириенко, – детализирует собеседник «Октагона».
Однако заметка Чеснакова стала лишь поводом: у нынешнего «обострения» большая предыстория. Ранее Вячеслав Володин негласно считался «человеком Суркова». Инсайдер «Октагона» в администрации президента отмечает, что Володин в своё время якобы даже получил прозвище «Слава Штрих»: подразумевалось, что он говорит и делает то, что велено Сурковым, повторяя его действия. Но сейчас отношения Володина и Суркова испортились.
По информации того же источника, после прихода Кириенко вокруг Володина собрались несколько политологов (к ним относят Александра Пожалова и Константина Калачёва), которые не смогли найти общий язык с новым управлением внутренней политики. Пожалов несколько дней назад на своей странице в Facebook сообщил, что закончил работать в ИСЭПИ. Политолог Калачёв в комментарии к посту выложил ошибочно приписываемую Мао Цзэдуну цитату: «Человек, который почувствовал ветер перемен, должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу».
По данным «Октагона», Володин сам приостановил отношения с технологами. Это связывают с радикальной критикой хода подготовки к голосованию по поправкам в Основной закон страны: поведение технологов заметили телеграм-каналы, а в ответ на их посты Калачёв на своей странице в соцсети указал, что он «всегда за, за честные выборы, за открытость процедур, за голосования как альтернативу силовым решениям».
В разговоре с «Октагоном» Константин Калачёв пояснил, что последний раз сотрудничал с Володиным и его структурами перед выборами в Госдуму.
– Потом, если приглашали, ходил на встречи. Отношусь к нему с уважением, даже с симпатией. Но не более. Он человек системный, в команде Путина. А я сам по себе, – отметил собеседник.
– В любом случае, вспоминая свою работу в ЦИК «Единой России», а также последующие годы, готов отдать ему должное. Он системный человек, но не дурак. У нас часто дураков принимают за людей системы, а они этой системе только вредят. Впрочем, нынешние модераторы внутренней политики тоже умны и последовательны, но с ними я опыта работы не имел. И их работу оценивать ещё рано, а Володин давно всем всё доказал. Наездов на него не понимаю, ибо делить нечего – все в одной лодке. Это какие-то комплексы и старые обиды, – считает Калачёв.
Алексей Чеснаков от комментариев «Октагону» отказался.
Источник в окружении Володина обратил внимание на вторичность наличия в его аппарате политических советников и технологов после принятия поправок к Конституции. Дума сейчас принимает законы, которые придают легитимность принятым поправкам (что подчёркивает всю абсурдность обвинений Чеснакова). Законы в том числе направлены против внутреннего сепаратизма, ювенальной юстиции и на защиту традиционных ценностей (речь идёт о законе, запрещающем гей-браки и усыновление детей гомосексуальными парами).
– Володин именно это считает настоящим вкладом в защиту обновлённой Конституции, а не попытки бросить тень на думу, которая должна принять необходимый пакет традиционалистских законов, несмотря на активное сопротивление этому ряда лиц, – говорит источник «Октагона».
Печать