Терпение Владимира Путина все-таки лопнуло: проигнорировав крайне эмоциональное и полное обвинений в адрес российских властей выступление Лукашенко перед парламентом, президент России решил позвонить ему после публикации интервью с Гордоном. В нем батька много наговорил уже не столько о России, сколько о самом Владимире Путине.
Пресс-служба Кремля по традиции не стала выносить ссор из избы и ограничилась крайне скупыми сообщениями о содержании разговора, отметив, что ВВП высказался за скорейшее урегулирование ситуации с задержанными в Белоруссии 33 россиянами, сохранение стабильной внутриполитической обстановки и спокойные президентские выборы. Однако можно не сомневаться, что откровения Лукашенко Гордону тоже обсуждались, а само интервью Владимиру Путину категорически не понравилось, несмотря на то, что батька признал его «старшим братом» и маститым руководителем. И вот почему .
Интервью Лукашенко поражает своей откровенностью. Даже страшно представить сколько он наговорит, если его не выберут президентом и он засядет за мемуары ....
Бывший генсек ЕС Хавьер Солана у него «этот старикашка» (при том, что на момент описываемой встречи ему было всего 66 лет), да к тому же шантажист. Требовал от Белоруссии отказаться от признания Южной Осетии, угрожая списком санкций.
Дмитрий Медведев в 2008 году - не понятно, президент России или кто. Ни одного вопроса, поставленного батькой, сам решить не мог, зато «как обычно» налегал на вино.
Ангела Меркель - дотошная зануда и «волчица». Из-за неё, по словам Лукашенко, минские переговоры «нормандской четверки» продлились всю ночь, хотя остальные участники уже были готовы переложить детали на правительства. Владимир Зеленский - хороший малый, но тоже не президент. Нурсултан Назарбаев только и ждёт случая, чтобы закончить с протоколом и начать неформальные посиделки за столом. И, хотя батька к выпивке относится отрицательно, коллегам отказать не может. Ну и женщинам, конечно, тоже.
Однако несмотря на то, что интервью у Лукашенко берет украинский журналист, чаще всего в нем мелькает фамилия Путина. Сам ВВП откровенничать не умеет и не любит, и даже если пытается это делать, то обходится без имён и званий.
Лукашенко оставил при себе две тайны российского президента - его личную жизнь и то, как он стал главой государства в 2000-м году. Зато не преминул сообщить, что Ельцин потом неоднократно жалел о своём выборе. И не только потому, что Владимир Путин отказался «бегать к нему и советоваться по тому или иному вопросу». Вторая причина, озвученная батькой, - явная шпилька в адрес хозяина Кремля. Оказывается, Ельцина взбесило, что Россия отказалась от своих военных баз на Кубе и во Вьетнаме. "Зачем отказались? Да это же копейки! Я держал эти базы. Зачем отказались?" "Слушай, Борис, успокойся, сядь. Ты же не президент, ему виднее. Наверное, не нужны уже эти базы Российской Федерации", - пересказал свой диалог с Ельциным Лукашенко.
Итак, Ельцин держал базы, а Путин все разбазарил. Напомним, что российские власти придерживаются прямо противоположной трактовки, хотя и не называют вещи своими именами. 90-е, когда у власти был «сами знаете кто», это, по версии Кремля, которую регулярно транслирует и сам ВВП, и другие чиновники, время всеобщего развала, включая армию и флот. И только начиная с 2000 года, страна начала вставать с колен и восстанавливать то, что разбазарили предшественники.
Однако Лукашенко настаивает: Ельцин был хороший президент, а главное - человек слова. Если что пообещал, то от своих обещаний не отказывался, а подчиненные в его присутствии дрожали и ослушаться не смели.
«Чубайс сразу фиолетовыми пятнами пошёл», когда Ельцин сделал ему замечание: «Беларусь обижаете? Не годится, товарищ Чубайс». «Через час было все возвращено к тому, о чем мы договорились», - рассказал Лукашенко.
Путин поначалу тоже был таким: «Я ему часто говорил: Знаешь, Володя, вот если что-то от тебя взять, когда за обедом, в узком кругу, вдвоём, то ты никогда не отступал от обещанного». Но в последние полгода все изменилось. Словам Путина больше верить нельзя, он говорит одно, а правительство делает другое. «Нет этой жесткой: договорились - сделали», - упрекает российского коллегу Лукашенко.
Портрет Ельцина у него написан радужными красками: большой, добрый, широкий, верный, демократ до мозга и костей, и развала Союза он на самом деле не хотел - все борьба за власть проклятая. А что же Путин? «Не подарок», «своеобразный человек», «сдержан, закрыт», «никому не доверяет», «воспитанный сотрудник КГБ», который каким-то чудом стал «маститым руководителем». В общем, как говорится, почувствуйте разницу.
Для равновесия Лукашенко все-таки называет Путина старшим братом, но как бы не по статусу, а по возрасту и по возможностям, которые в силу обстоятельств оказались у России. Но тут же невзначай напоминает, что, когда при Ельцине он приезжал с официальным визитом в Санкт-Петербург, ВВП в большой политике ещё под стол пешком ходил. «Я, правда, слабо это помню», - говорит об их первом знакомстве батька, намекая что президенту Белоруссии не было никакого дела до какого-то помощника Собчака, сопровождавшего его в театр.
Сейчас Путин, по словам Лукашенко, это компьютер, которому не надо дополнительно думать, чтобы что-то сказать и принять решение. Но что-то человеческое у него осталось: он, например, «спортсмен хороший, может и рюмку вина выпить, и посмеяться, и в компании побывать». Белорусский президент пытался выстроить с ВВП отношения «по-деревенски», когда душа нараспашку и «старшенький тащит за собой младшеньких». Но Путин - «человек городской» и таких душевных отношений не получилось, сетует он.
Батька говорит, что никогда не играет в хоккей в одной команде с Путиным. Зато Путин всегда зовёт с собой на лёд Колю. И это ещё один прозрачный и довольно унизительный намёк: получается, что ВВП как бы прикрывается от шайб и атак Лукашенко его сыном.
А кто, вы думаете, по версии главы Белоруссии, сейчас «последний диктатор Европы»? Вот как рассказывает об этом белорусский президент: «Кликуху эту мне дала Мадлен Олбрайт, тогдашний госсекретарь США. Наверное, за то, что я не совсем вписывался в стандарты демократии Запада тогда. Сейчас они поняли, что, наверное, какое-то рациональное звено в политике Лукашенко есть, и тот порядок и стабильность, которые существуют в Беларуси - это не совсем плохо... Поэтому, наверное, потихоньку этот термин исчез. И в шутку, когда с Владимиром Владимировичем Путиным встречаюсь, я ему говорю: «Слушай, Володя, я уже не последний диктатор Европы». А он на меня:»Неужели ты думаешь, что это я?». Я ничего не сказал». В общем, как говорится, в каждой шутке есть только доля шутки...
Лукашенко, судя по тональности интервью, готов был бы признать Владимира Путина и агрессором, к чему его не слишком настойчиво, но все-таки подталкивал Гордон. Однако вовремя осознал, что это может уже перевесить чашу терпения. Впрочем, отказ подписаться под очередными обвинениями в устах батьки выглядит не слишком убедительным, а скорее вынужденным. «Если я так скажу, то мы потеряем свою роль вот ... не миротворца, а друзей... Братьев», - честно признается он. Однако замечает, что сам Гордон «имеет право так высказаться», и возню на Украине с участием России надо немедленно заканчивать. Напомним, что по официальной версии Кремля, Россия не только не является агрессором и захватчиком, но и вообще не участвует в военном конфликте на Донбассе.
Ну и наконец, вишенка на торте - 100% гарантия Лукашенко, что Путин не будет держаться «посиневшими руками» за власть и стремиться сохранить свой пост до 2036 года. Во-первых, сам ВВП ничего для себя не исключает и уже заявил об этом публично. Во-вторых, остаться у власти Путину, по словам батьки, не позволит ситуация - «а она видите какая, и лучше не будет». Это прямой намёк на протесты на Дальнем Востоке, которые, как ранее уже прогнозировал Лукашенко, могут перекинуться на всю Россию.
В-третьих, батька говорит, что Путин найдёт «вариант того, чтобы к власти пришли люди или человек», который продолжит его курс. Это прямо противоречит заявлениям самого ВВП, объяснившего поправку об обнулении сроков необходимостью прекратить «рысканье глазами» в поисках возможного преемника. Лукашенко даёт понять, что «рыскать», как раз самое время — поиск подходящей схемы трансфера вовсю идёт. Все эти рассуждения в глазах Кремля тем более возмутительны, что сам батька после 26 лет от власти отказывается не собирается и прямо говорит, что не представляет себя на ином месте. «Вот я не президент - что делать с утра? Я даже этого не представляю. Я не знаю другого образа жизни. Вся моя сознательная жизнь в этом - с 38 лет».
Впрочем, полностью доверять рассказам Лукашенко вряд ли стоит. Он сам себе противоречит: в одном месте говорит, что ничего выпрашивать у России не собирается, а в другом, что стоял на коленях, но помощи не дождался и обратился к Китаю. Путается в показаниях: например, приводит свой диалог с Соланой как с генсеком НАТО, хотя тот в 2008 году возглавлял ЕС и никак не мог ответить на вопрос «Какая у НАТО может быть просьба к Лукашенко?»
И, наконец, сам не помнит, что говорит. Когда Гордон процитировал батьке несколько ранее сделанных высказываний, тот отказался от всех, заявив, что ничего подобного не было.
В общем, публично отвечать Лукашенко не имеет смысла, а вот приструнить в частном разговоре - вполне. Что Путин, по всей видимости, и сделал, дабы не повадно было... Ведь до выборов ещё больше суток, батька - человек нервный, и наговорить за это время может всякого...
Печать