Фото с сайта: pixabay.com
Развит ли в Томске садовый авантюризм и можно ли заменить вытоптанную землю луговыми газонами?
Не только деревья полезны для городского воздуха. Луговина площадью в 4 сотки вырабатывает кислорода достаточно, чтобы удовлетворить ежедневную потребность более 60 человек. К прочим экосистемным достоинствам газонов и лужаек можно отнести поглощение углекислого газа, шума, пыли, очистку воды, улучшение качества почвы и, на что чаще обращают внимание, эстетический внешний вид дворов и улиц.
Вместо клумб и газонов значительная часть городского пространства покрыта случайными городскими травами: сорняками и синантропными (сопутствующими человеку) растениями. А многие участки в результате загрязнения почвы, вытаптывания и ежегодной уборки опавшей листвы и вовсе похожи на безжизненные проплешины земли. Можно ли что-то сделать с пустырями и стоит ли заниматься садовым творчеством в городе? Этими вопросами задались активисты движения "Ландшафтные волонтеры". В августе они организовали несколько встреч на природе с целью сбора семян для создания луговых цветников в Томске.
Луг вместо клумбы: приживется ли в Сибири европейский тренд?
Томичи почувствовали вкус к идеальным газонам. Они стали визитной карточкой ухоженных общественных пространств. Густыми зелеными коврами выгодно отличаются некоторые томские скверы: около Драмтеатра, скверы Студенческих строительных отрядов и Театральный, на площади Ново-Соборной. Это места, где при желании отдыхающие горожане могут расположиться на пикник или просто растянуться на травке. Мало кто знает, что есть в Томске и самый настоящий луговой цветник возле Музея истории Томска. Его авторы - ландшафтные дизайнеры Татьяна Мут и Марина Михайлик. Возле луговых цветов работники музея установили таблички с названиями растений, благодаря которым цветник выполняет не только декоративную, но и просветительскую функцию.
На него всегда поступает много жалоб. Мол, сорняки никому не интересны. Хотя мы с коллегой однажды туда пришли, сели в тенечке и стали считать, сколько народа останавливается, чтобы прочитать эти таблички. Интерес-то есть. Но вопрос в том, что культуры нет потребления таких сообществ [растительных - ред.]. Все, что выше колена, очень селфи-привлекательно. Когда он цветет, в него очень хочется зайти и пофотаться. После того как туда зашел один, второй, третий, там уже некрасиво. И это проблема этого цветника, потому что ко Дню города там появляются проходы. Не знаю, зачем люди туда идут. В туалет или ради панорамы (хотя там нет никакой панорамы)? Мы веревочку потом натянули... Наверное, она сыграла какую-то роль, но было уже поздно.
Мода на луговые цветники и газоны зародилась в Европе. Особенно популярны они в Германии, Польше, Латвии. Основная идея создания таких растительных сообществ - максимальная естественность, которая относится не только к мерам ухода, но и к их видовому составу. Луговые цветники обязательно включают в себя аборигенные виды растений и повышают биоразнообразие в черте города. Растения на лужайке привлекают насекомых, которые наряду с семенами становятся пищей для других животных, в особенности птиц.
Так природа возвращается в город, но здесь ей не все рады. Татьяна рассказала, что в Москве в Таганском детском парке был опыт использования донника. Это высокое красивое растение с ароматными цветами. Но по требованию мам, прогуливающихся рядом, эти посевы донника пришлось скосить. Как писала в Фейсбуке Екатерина Самухина, участвовавшая в создании этого проекта, основным аргументом противников донника было то, что цветы привлекают шмелей, а шмель может ужалить ребенка! Это лишь один пример того, что общественное сознание большинства россиян не готово к соседству с другими обитателями зеленой планеты.
Так организованно полякам прививают вкус к луговым "газонам". Откос вдоль трассы на Краков засеян классическим газоном, который необходимо регулярно стричь, другая часть - луговая посадка. Во время засухи обычный газон без полива потерял декоративность и пожелтел, луг зеленый и цветущий.
Что нам нужно в городе, по сути? Нам нужен зеленый покров (не пыль, не земля), и нам нужен минимум ухода, чтобы минимум бюджетных денег туда тратить, чтобы можно было потратить эти деньги, перенаправить их, чтобы садить достойные деревья с хорошей сформированной корневой системой, отвечающие стандартам... А у нас ни на что нет денег, зато есть деньги на бесконечную стрижку, бесконечные "летники" [однолетние растения - ред.]... "Летники" кому-то нравятся, и в центре города на знаковых местах это привычно и где-то уместно. У нас очень большая территория страны и очень много мест, где не ступала нога человека. То есть у нас еще есть природа, которая не требует ухода... И она не ценна поэтому. Потому что ее много и она везде. У нас сады обычно люди полют до чистой земли, им кажется, что это ухоженно, что это культурно. А по сути, это же некрасиво. По сути, голая земля в глазах человека должна казаться нарушенной экологией, потому что это ненормально. Если мы где-то в природе видим голую землю, нам надо бежать оттуда, потому что там была какая-то экологическая катастрофа... В Европе другая ситуация: территория меньше, больше развито сельское хозяйство. Для них природа более ценна, и сформировался определенный слой потребителей этой природы, который уже и к саду своему относится как к месту отдыха и силы, а не к месту для возделывания и добычи пропитания. Нам до этого еще идти долго.
Татьяна регулярно участвует во всероссийских и европейских конференциях по озеленению. Она рассказала ТВ2, что в США и странах Европы для возвращения природной флоры в города существуют специальные программы, финансируемые Евросоюзом и фондами по охране природы. Семена местных луговых растений выращиваются фермерами, организованно высеиваются на пустырях и вдоль дорог. Луговые газоны стали предметом исследований и темой цитируемых статей в экологических журналах.
Виды Варшавы. Видно, что работа по сохранению разнообразия как растительного, так и животного мира ведется централизованно. И выглядит это эстетично.
Одно из условий создания лугового газона в городе - бедная по составу минеральных веществ и органических соединений почва. Перед высеванием семян городскую почву обычно нужно искусственно обеднять. Без этой подготовки на относительно богатой городской почве луговые травы вырастают слишком крупными и формируют высокие малоприглядные заросли. К искусственному обеднению польские и немецкие, к примеру, ландшафтные дизайнеры тоже подходят с точки зрения философии eco-friendly: они высаживаются массивами подсолнечника, который за пару сезонов доводит почву до нужной кондиции.
Второе важное условие для лугового газона - регламентированный режим кошения, который прописан в нормативных документах и в обязательном порядке должен соблюдаться. Для сохранения видового разнообразия луговины косят весной после схода снега, чтобы убрать прошлогодний сухостой, и в следующий раз только после созревания и рассеивания семян.
Для сравнения, в Томске на береговых террасах в районе Лагерного сада практикуется совершенно иной подход. Апогей кошения здесь происходит в зените лета - в середине июля, когда цветут и начинают плодоносить наиболее декоративные луговые травы - бедренец, герани, васильки, подмаренники и другие не менее ценные с эстетической точки зрения растения. В результате фитоценозы постепенно деградируют. Из них "выпадают" виды, размножающиеся преимущественно семенным способом, остаются вегетативно подвижные, разрастающиеся с помощью корневищ и подземных столонов. С годами такие луга становятся однообразными и зарастают злаками.
Луговина на верхней террасе правого берега Томи. Через полчаса после запечатления на снимке ее скосили.
Другая крайность в томских практиках по уходу за газонами - выстригать и без того разреженный травянистый покров до голой земли. Ни красоты, ни пользы для городских биоценозов эти действия не приносят.
Так выглядит "газон" на территории рядом с магазином "Стройпарк". До состояния бесплодной пустыни осталось недолго. Так же тщательно здесь подходят и к другой сомнительной процедуре - побелке стволов.
Давайте посмотрим на самые современные концепции озеленения городов - зеленый каркас и зеленые коридоры. Современный человек живет в очень напряженном темпе. Он очень много потребляет и очень много работает, чтобы потреблять еще больше. Мы с вами куда ходим в течение недели? Правильно - на работу. С утра встали, детей в сад, школу, секцию. Все это не на природе, а внутри города, в весьма урбанизированной среде. Потом мы сами идем на работу, сидим в каком-то помещении, после работы выходим и идем в магазин. покупаем еду, приходим домой. Когда нам идти на природу? А нельзя ли вот так: мимо природы идти в детский сад, потом мимо природы дойти до работы, выйти с работы и на обед пойти в сквер, покушать там и так далее? При этом "зеленый коридор" - это и поглощение шумов автотранспорта, и развитие велосипедных дорожек. Это ведь все связано с нашим здоровьем. Современному человеку некогда на природу-то ходить. В лучшем случае он раз в 2 недели туда сходит. И злой он поэтому. Если бы он каждый день ходил по природе на работу, он был бы более здоров и весел.
Печать