В Кремле опять предложили не спешить с рассуждениями о роли Госсовета, подчеркнув, что ключевые подходы выскажет лично президент. Но Владимир Путин не воспользовался для этого 20-летней годовщиной подписания указа о данном совещательном органе при главе государства. Именно такой статус упомянут в юбилейном заявлении председателя Госдумы Вячеслава Володина, который напомнил, что депутаты скоро начнут работу над проектом закона о Госсовете. Похоже, он или уже знает, что будет в этом документе, и потому призывает завершить дискуссию внутри власти, о которой было множество слухов, или еще раз фиксирует свою позицию перед финальными решениями.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков был вынужден в очередной раз пояснить, что не стоит торопиться с утверждениями о полномочиях Госсовета. Прогнозы о месте его постоянной дислокации им были названы и вовсе преждевременными. Накануне, 1 сентября, был 20-летний юбилей подписания Путиным указа № 1602 «О Государственном совете Российской Федерации». И по этому поводу опять прозвучал ряд заявлений о содержании будущего закона о Госсовете, который необходимо принять в связи с соответствующей конституционной поправкой.
Поэтому Песков еще более настойчиво, чем прежде, подчеркнул: «Президент своевременно выскажет свою точку зрения. Тем более что в эти дни как раз отмечается двадцатилетие Госсовета». Заметим, однако, что точная дата уже прошла, а никаких заявлений Путина пока не было. Возможно, на что тоже есть намек у Пескова, потому что в Госдуму пока не внесен соответствующий законопроект, по которому, еще раз повторил пресс-секретарь президента, продолжается дискуссия в экспертной среде.
Так что мнение, например, главы комитета Госдумы по госстроительству Павла Крашенинникова, видимо, было высказано в ее рамках. Напомним, что он заявил: располагаться Госсовет будет в Москве, а в регионах, как и сейчас, станут проводиться выездные заседания. Это был как бы ответ на предположение, что резиденцией данного органа может стать Санкт-Петербург – в рамках концепции по распределению федеральных структур между столицами. Но Песков уточнил, что с местом Госсовета вообще не стоит забегать вперед, решение об этом, дескать, еще «не финализировано».
И действительно, гораздо важнее, какова будет роль Госсовета в системе управления страной. На этот счет уже в ходе подготовки к конституционному плебисциту появилось множество рассуждений и слухов, а также – то ли спекулятивных вбросов, то ли реальных утечек информации. Якобы одни внутривластные группы предлагали сделать Госсовет суперорганом, который занимается всеми делами в стране. Это, мол, была своего рода партия скорейшего транзита власти. В принципе сформулированная по Госсовету новая норма Конституции говорила в пользу именно такого подхода. Президент формирует Госсовет – «в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики РФ и приоритетных направлений социально-экономического развития государства».
Однако, дескать, вроде бы как была и другая группа во власти, которая настаивала, что функции Госсовета могут быть сколько угодно обширными, но задействовать их должен только один президент. Эту позицию в СМИ прозвали партией обнуления. И Путин в итоге встал на ее сторону, объявив, что дублирования власти в России быть не может, потому что это приведет к распаду страны. А потом появилась поправка депутата Госдумы Валентины Терешковой о праве действующего президента не попасть под ограничение в два срока пребывания у власти.
В последнее время в отношении Госсовета обсуждались какие-то мелкие подробности вроде расположения резиденции или включения в его состав генпрокурора и главы Счетной палаты. Между тем чуть раньше, скажем, лидер ЛДПР Владимир Жириновский настаивал на том, чтобы Госсовет принимал «геополитические, стратегические, в отдельных ситуациях кардинальные решения», мог останавливать тех представителей власти, кто думает «узкопартийно, узкоперсонально, узковедомственно». В ответ на это из Кремля в достаточно раздраженном тоне отвечали, что не надо пытаться предвосхитить планы президента. Однако раз тот до сих пор молчит, спекулятивные заявления продолжаются, хотя и более осторожно.
Впрочем, мнение спикера Госдумы Володина вряд ли можно отнести к подобной категории. Потому что он выразился вполне определенно, хотя и не прямолинейно. Во-первых, его комментарий был посвящен 20-летнему юбилею Госсовета, доказавшему свою важность для России как для федеративного государства. Во-вторых, Володин никому никакой точки зрения не навязывал, а лишь констатировал факт: «Госсовет – совещательный орган, который помогает президенту формировать государственную политику, в том числе с опорой на мнение регионов. Последние двадцать лет Госсовет обеспечивает связь регионов и федерального Центра, на его заседаниях губернаторы имеют возможность донести свою точку зрения». К современной ситуации имела отношение лишь последняя его фраза. «После того как граждане поддержали поправку к Конституции и статус Госсовета был закреплен в Основном законе страны, вырос не только уровень его решений, но и ответственность тех, кто будет входить в состав Госсовета. А соответственно будет расти эффективность всей системы власти в целом», – подчеркнул спикер ГД. И напомнил, что депутаты уже скоро начнут обсуждать соответствующий законопроект.
По некоторым сведениям, он может появиться на Охотном Ряду уже во второй половине сентября, когда нижняя палата вернется с летних каникул. Вполне возможно, что заявление Володина должно показать тем, кто еще продолжает дискутировать, что ключевое решение принято: совещательный статус Госсовета как органа исключительно при президенте будет переписан из указа в новый закон. Там будет только одно отличие – в указе Путина «совет» пишется со строчной буквы, а в Конституции – уже с прописной. Хотя при этом нельзя исключать и того, что Володин, напомнив о юбилее Госсовета, просто еще раз выразил свою позицию в пользу такого подхода, что может повлиять на гипотетическое финальное совещание.
Эксперты, опрошенные «НГ», во мнениях разошлись. Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов пояснил, что еще не ясно: «Госсовет – это что-то серьезное или пока такой виртуальный приз в аппаратной игре». Президент Российской ассоциации политических консультантов
Алексей Куртов заявил, что роль Госсовета так или иначе увеличится, «не хотели бы усиления, не вписали бы в Основной закон». При этом он заметил, что «разные направления его деятельности предстоит еще тщательно прописать»: «И как раз слова Пескова призваны умерить ретивость наших чиновников, склонных к быстрым решениям. Он посылает сигнал, что надо все еще детально продумать, взвесить и потом уже писать закон». При этом эксперт уверен, что борьба во власти не заканчивается никогда, а следовательно, противоборство башен будет сохраняться. Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ», что изначально Госсовет создавался как консультативный орган при президенте, как компенсация губернаторам за лишение их членства в Совете Федерации. Насчет дальнейшей судьбы Госсовета эксперт призвал не спешить с выводами: «У нас очень быстро все меняется, например, с поправками к Конституции – с утра обсуждался один вариант, и все были уверены в досрочном роспуске Госдумы и проведении досрочных выборов, а днем был принят совсем другой вариант». Макаркин полагает, что еще совсем недавно для Кремля был актуален вопрос о преемнике президента – и решалось, куда нынешний глава государства уйдет после отставки. «Тогда одна башня настаивала на том, что президент может стать главой Госсовета, а другая – Совета безопасности, как Назарбаев в Казахстане. Но с Госсоветом возникали проблемы – это очень большой орган, а политбюро должно размещаться за одним столом. Вторая проблема – это перераспределение полномочий между президентом и главой Госсовета. После обнуления и минимум до конца 2023 года дискуссия о Госсовете потеряла свою актуальность», – отметил он.
Печать