Фото с сайта: pixabay.com
В рамках проекта «Экспертный клуб Челябинска» политологи оценили, каковы основные запросы избирателей в нынешнем избирательном цикле и у каких политических сил есть наибольшие шансы ему соответствовать.
Андрей Лавров, региональный представитель Агентства политических и экономических коммуникаций, кандидат философских наук:
«Нынешняя предвыборная компания конкретно в Челябинской области отличается не только беспрецедентным количеством участвующих партий, но и глубинными изменениями в электоральном поле. В ходе проведения массы глубинных опросов и фокус групп социологи фиксируют в связи с короновирусным кризисом избиратель начал активно манятся.
Во-первых, успокоившись, посидев дома мы стали рациональнее. Мы все менее склонны голосовать сердцем. И это естественно, ведь у нас было время разобраться и все обдумать.
Во-вторых, мы становимся практичнее. Идеологии идеологиями. Слов можно наговорить много, а вот конкретная помощь, конкретная работа на благо города, села области. Это что-то гораздо более осязаемое.
В-третьих, избиратель стал более требовательным и осмысленным причем в глубинном смысле. Мы учимся отличать пиар и показуху от реальной ежедневной работы. И уже на основании этого отдавать свой голос за ту или иную партию или кандидата.
Ну и четвертое. Мы, конечно, напуганы. Прежде всего снижением реальных доходов, неясностью перспектив, да и вообще угрозой потери работы. Отсюда осторожность и не склонность к авантюрам. Усиление запроса на стабильность по принципу не было бы хуже.
Изменения эти, конечно, еще далеко не завершились. Вполне вероятно появление новых факторов и тенденций. Но это уже скорее вопросы следующего выборного цикла. Пока же мы наблюдаем именно такую картину».
Евгений Маклаков, политтехнолог, координатор проекта «PR-дозор», руководитель цифровой платформы Mandatrf.ru:
«Согласно социологическим исследованиям этой избирательной кампании среди ключевых запросов избирателей есть и решение реальных региональных проблем, и открытость чиновников, и контроль на всех уровнях власти, борьба с коррупцией, и стратегия выхода из кризисной ситуации, и справедливость распределения ресурсов. Но в первую очередь людей волнует будущее их семей, вопросы безопасности. Люди обеспокоены, например, будет ли вторая волна пандемии. Ведь все понимают, что от развития эпидемиологической ситуации зависит то, как будет проходить учебный год, что будет с сферой здравоохранения, рынком труда, доходами и т. д. Если говорить в целом, то запросы граждан сводятся к улучшению качества жизни и экономической и социальной защите со стороны власти.
В Челябинской области текущие кампании разного уровня показывают, что наиболее успешной избирательной технологией является социальный проект, связанный с решением проблем людей. Люди хотят видеть реальные дела. Это вызывает наибольшее доверие. И эта тенденция с каждым годом только усиливается. Социальное проектирование и технологии – это прежде всего вовлечение людей в совместно деятельность, это неформальные коммуникации, это выработка общего решения по важным вопросам.
Уверен, что реальные дела, открытые коммуникации, диалог для политика и партии гораздо важнее предвыборной программы. Дело в том, что программы большинства политических партии элементарно непонятны людям и люди, идя на выборы, не понимают, чем они им помогают. А там, где власть наладила диалог с населением и оперативно реагируют на потребности и запросы граждан налицо позитивный социальный фон и готовность голосовать за них на выборах».
Алексей Ширинкин, генеральный директор ИАА «Монитор»:
«Население России крайне неоднородно в политическом отношении: если около трети условно является «лоялистами» — избирателями, ценящими стабильность и стремящимися доверять властям, то еще столько же можно отнести к протестному электорату – гражданам, потерявшим доверие государству, разочарованных ухудшением собственного положения или ситуации в стране.
В итоге текущее положение в стране зависит от остающихся 40% политически нейтральных граждан – это и вовсе далекие от политики россияне, и многочисленные колеблющиеся, которые уже не возлагают надежд на власть, но и не готовы рисковать, протестуя против нее. Для многих из них растет важность стабильности – как политической, так и, что более важно, экономической и государственной.
Важную роль в усилении этого запроса сыграла и пандемия коронавируса, «перезагрузившая» систему ценностей у многих людей. Благополучие семьи, безопасность, поддержка государства стали превалировать над идеями развития, справедливости и свободы.
Тем не менее, баланс между запросами протеста и стабильности в каждом регионе формируется индивидуально. Там, где местные элиты способны к обновлению и идут навстречу людям, и градус политического напряжения ощутимо падает. Там же, где конфликты не гасят, а, напротив, власти в угоду частным игрокам игнорируют общественное недовольство, эту напряженность используют политические популисты. В условиях все более усложняющейся социально-экономической ситуации в стране это может привести к непредсказуемым последствиям».
Василий Зорин, кандидат политических наук, заведующий кафедрой политических наук и международных отношений ЧелГУ:
«На мой взгляд, ключевым содержательным вопросом любой избирательной кампании является выбор массового избирателя одной из двух альтернатив: изменений или стабильности. Этот выбор зависит от эффективности работы действующей власти, от удовлетворенности людей их благосостоянием, от способности чиновников проявлять внимание и уважение к интересам людей. Кроме того, нужно учитывать и то обстоятельство, что большинство людей привыкло мыслить консервативно. И эта особенность массового сознания особенно явно проявляется в тяжёлое кризисное время. Наше общество еще только начинает приходить в себя после коронакризиса, люди до сих пор испытывают чувство тревоги и неуверенность по поводу будущего.
Учитывая все сказанное выше, полагаю, что шансы политиков популистского толка в этом году относительно невелики. Кризис сделал общество более осторожным. В то же время социально-экономический курс федерального правительства и региональных властей позволил достаточно эффективно компенсировать негативные последствия кризиса. Поэтому, я склонен ожидать от массового избирателя консервативной реакции на политические предложения популистов».
Печать