Уход главы Пермского района – 61-летнего Александра Кузнецова – оценивается как одно из главных событий года в прикамской политической жизни. Он возглавлял территорию при пяти губернаторах, и не всегда они были в восторге от патриарха местного самоуправления. Однако отставка, которую так долго ждали, оказалась на удивление несвоевременной. В истории разбирался «ФедералПресс».
Александр Кузнецов возглавлял Пермский район с 2000 года. Он обладает всеми качествами, свойственными политикам той эпохи, включая смелость и самостоятельность. Вместе с тем он успешно вписался и в наше время обязательной для руководителей такого ранга системности. За два десятилетия он так врос в территорию, что его имя и название района стали синонимами. Неподконтрольных ему глав поселений и местных депутатов можно было пересчитать по пальцам одной руки.
Чего только не писали об уходе Кузнецова в прессе. Чаще всего звучала версия, что Кузнецов в силу возраста устал, а краевые власти все настоятельнее намекали, что пора дать дорогу молодым. Со ссылкой на анонимные источники рассказывалось, что Кузнецов обсуждал свою отставку с врио губернатора Дмитрием Махониным. И якобы для сохранения статуса Кузнецов останется руководителем краевого Совета глав муниципальных образований Прикамья.
Орган, с одной стороны, не ресурсный – всего лишь совещательный, координирующий взаимодействие краевых муниципалитетов. Но с другой стороны – обладающий правом законодательной инициативы, а значит, для опытного аппаратчика далеко небесполезный. Но отставка – дело непростое. Мало иметь место, куда уйти. Уходить надо своевременно, подготовив кандидата на вакантное место. Оба условия, судя по всему, в данном случае соблюдены не были.
Как в идеальном мире строился бы диалог модератора политических процессов с главой района? Давайте попробуем реконструировать.
– Александр Павлович, вам бы на покой пора.
– Думаете?
– Уверен. Время непростое, кризис, пахать надо как проклятому, а у вас возраст, здоровье уже не то. Конечно, ваш опыт был бы очень полезен. Как вам совет глав?
– Интересно. Но на кого же я район брошу?
– Предлагайте, обсудим.
– Когда?
– Ну, вот выборы пройдут, результаты посмотрим и обсудим.
Вот он – ключевой момент, указывающий на нестыковки «официальных версий»: отставки такого уровня накануне губернаторских выборов не планируются. Никому в здравом уме и трезвой памяти не придет в голову обезглавить территорию перед столь ответственным событием. Это значит, что идет неконтролируемая подковерная схватка бульдогов. Они вцепились друг другу в горло, и до нас из-под ковра долетают только клочья шерсти.
Представляется, что первый раунд этой подковерной борьбы остался за Кузнецовым. Во всяком случае, депутаты районного Земского собрания в очередной раз продемонстрировали свою лояльность Александру Павловичу и утвердили с подачи Кузнецова исполняющим обязанности главы Пермского района на период до проведения нового конкурса давнего кузнецовского соратника и заместителя, 62-летнего Владимира Ваганова.
В сухом остатке: Александр Кузнецов оставил должность, но сохранил влияние на администрацию и думу района, на подавляющее большинство глав поселений и депутатов из местных представительных органов власти. То есть он все еще может блокировать процедуру преобразования Пермского района в округ. Между тем краевые власти заинтересованы в завершении данного процесса. Цель понятна – усиление вертикали власти, повышение эффективности реализации краевых и национальных проектов в муниципалитетах, экономия казенных средств за счет сокращения чиновничьего аппарата.
Кузнецов и словами, и делами преобразование территорий в крае поддерживал, но только не в отдельно взятом Пермском районе. Создание новой «унитарной» административной единицы могло стоить ему потери контроля. На сегодня в Пермском крае только три района не сменили статус на округ, и Пермский район – один из них.
«Действительно, теперь сценарий ухода Кузнецова и преобразования Пермского района требует корректировки. Причина, судя по всему, кроется в попытке перехвата третьими лицами управляемой отставки с назначением согласованного главой района и главой региона преемника. Об этом достаточно прозрачно сказал в своем интервью депутат районного Земского собрания Владимир Гордиенко. Пермский район – лакомый кусок, значимость которого может вырасти многократно, если на следующем шаге его решат объединить с краевой столицей в агломерацию. Ставки настолько высоки, что участники событий забывают о примерах Большесосновского и Александровского муниципалитетов», – говорит политконсультант Сергей Иванов.
Напомним, в Александровском районе местные группы влияния за последний год при двух разных руководителях региона трижды блокировали процедуру назначения главы территории. В силу географической удаленности и малозначимости Александровска история обсуждается только на местном уровне. По этой же причине не вызвала особого резонанса борьба за кресло главы Большесосновского района, в которой ставленник администрации экс-губернатора Решетникова Вячеслав Бурков был вынужден признать свое поражение и уйти в отставку.
Однако Пермский район – это другой уровень интересов, а о ресурсах Александра Кузнецова слагают легенды. Их оценивают значительно выше, чем ресурсы бизнесмена-миллиардера Александра Репина, который баллотировался на губернаторские выборы, но не смог преодолеть муниципальный фильтр. Инсайдеры уже поспешили связать имя Кузнецова с Александром Репиным и другим непредсказуемым политиком – депутатом Госдумы Дмитрием Скривановым, который, как считают некоторые, приложил руку к отставке в 2017 году прикамского губернатора Виктора Басаргина. Накануне губернаторских выборов и выборов 2021 года (в Госдуму, заксобрание Пермского края и думу Перми) такие расклады должны вызывать обоснованную тревогу в администрации губернатора.
«Ожидается, что конкурс по отбору кандидатур на пост главы Пермского района состоится 23 октября. То есть решение по главе района будет приниматься в условиях дефицита времени, – полагает Сергей Иванов. – Поэтому вся ситуация во избежание эскалации конфликта нуждается в быстрой перезагрузке. Проще всего этого добиться сменой переговорщиков со стороны администрации губернатора. Причем необязательно это должен быть чиновник. Вполне подойдет человек, которому Кузнецов доверяет, который не будет ставить свои личные интересы выше государственных».
Печать