Молодым везде у нас дорога? В политике это точно не так. Только три депутата действующего созыва городской думы Екатеринбурга были избраны в возрасте не старше 25 лет. Мы решили выяснить, как работает «депутатский лифт» в Свердловской области, и изучили парламентские списки за последние 15 лет.
1. Павел Зырянов, депутат Госдумы с 23 лет
Павел Зырянов — самый молодой победитель депутатских выборов, рекорд принадлежит ему с 2007 года. До этого он удачно встроился в зарождавшуюся вертикаль власти. Сначала возглавил профком Горного университета, выиграл конкурс «Политзавод-2006», потерпел неудачу на выборах в Законодательное собрание, зато через год по спискам прошел в Госдуму, став самым юным в пятом созыве.
В парламенте Зырянов запомнился борьбой за трезвость. Например, его имя есть в списке авторов поправки, которая разрешает продавцам алкоголя требовать у покупателей удостоверение личности. Еще он добивался наказания для Алексея Навального за использование двухголового орла в эмблеме проекта «РосПил». Навальный в ответ назвал Зырянова «откормленным хряком» и объявил, что тот пиарится на его имени.
После Госдумы Зырянов некоторое время работал в Росмолодежи, а потом пропал с радаров — уже несколько лет упоминания о нем в СМИ нет. Мы дозвонились до бывшего депутата. Оказалось, что он ушел из публичной политики и сейчас работает заместителем директора проектной дирекции Минстроя России, а до этого был представителем Тюменской области в Москве.
— Я видел много ребят, которые хотели бы стать депутатами, но не имеют для этого достаточных навыков. Считаю, что в 23 года становиться депутатом Госдумы рановато. Начни со своего района, у тебя появится сетка сторонников, ты поймешь, как устроена муниципальная деятельность, и сможешь претендовать на более высокие посты. Опыт важен: мне поначалу было очень сложно. Вокруг были сотни советчиков, которые использовали меня в личных, корыстных целях, это мне сильно повредило. Мне давали советы, с кем общаться, с кем нужно связи разорвать. Важен актив, с которым ты будешь подниматься с самых низов, — рассказал нам Павел Зырянов.
2. Андрей Пирожков, депутат городской думы с 23 лет
Андрей Пирожков — самый молодой депутат в действующей гордуме. Он приехал в Екатеринбург из Нижневартовска для учебы в юракадемии. В то же время он сблизился с местными коммунистами и стал помощником депутата Заксобрания, лидером местной ячейки КПРФ Александра Ивачева. На выборах в гордуму 2018 года коммунисты получили неожиданно много голосов, и Пирожков, который не считался проходным кандидатом, пробился в думу, где вошел в комиссии по соцзащите и по образованию.
Пирожкова называют «депутатом-сталинистом» за громкие заявления о Сталине и ГУЛАГе. В интервью он одобрительно высказывался о лидере СССР и исправительной системе, которая существовала при нем. В думе Пирожков пытался добиться бесплатного проезда в общественном транспорте для учащихся, выступал против отмены маршрута № 024. Противники депутата безуспешно пытаются отправить его в армию. Он не служил, и оппоненты, прокуратура и военкомат регулярно делают попытки забрать его, хотя Пирожков утверждает, что у него есть законные причины не служить по призыву, связанные со здоровьем.
Сейчас Андрей занят «народной инициативой» о возвращении прямых выборов мэра, он возглавляет группу, которая собирает подписи, чтобы Заксобрание рассмотрело законопроект. КПРФ из-за расхождений с Ивачевым он сторонится. Кажется, продолжить карьеру в этой партии ему вряд ли удастся, но время, чтобы примкнуть к другой политической силе, у него еще есть.
3. Дмитрий Нисковских, депутат Законодательного собрания с 24 лет
Карьера у Дмитрия Нисковских одна из самых удачных среди молодых уральцев, которые начинали свой путь в публичной политике. Мастер спорта по лыжным гонкам работал в МЧС. В 2006 году победил в молодогвардейском проекте «Политзавод» и стал депутатом Законодательного собрания, опередив того самого Павла Зырянова.
Под крылом «Единой России» после депутатства перешел в исполнительную власть: был заместителем министра строительства, потом перешел на ту же должность в министерство инвестиций, а в 2016 году возглавил его. Сейчас Дмитрию Нисковских 38 лет, уже три года он мэр Сысерти, из министерства ушел аккурат перед сменой состава правительства после выборов губернатора.
— До двадцати с небольшим лет я мечтал стать не депутатом, а олимпийским чемпионом в лыжных гонках, — рассказал Нисковских. — Так случилось, что на первом курсе юридической академии я начал заниматься общественной деятельностью, добивался переезда лыжной секции из подвала в более приспособленное помещение, с общественными проектами принял участие в конкурсе «Политзавод», выиграл и стал депутатом.
Народ доверил тебе мандат, и ты сам решаешь, как будешь распоряжаться временем. В принципе, можно ничего не делать и при этом оставаться депутатом. Мне в Заксобрании хотелось приносить пользу, и я шел туда, чтобы развивать общественно-значимые проекты и помогать людям. Например, мы приняли ряд законов для защиты обманутых дольщиков, которые (законы) работают до сих пор. На второй срок я не пошел осознанно. Мне хотелось заниматься более прикладными вещами. Депутат, на мой взгляд, — это не профессия, а общественная функция. Я получил юридическое образование и хотел приложить свои руки к конкретным задачам. Но молодежи, конечно, стоит заниматься общественной работой, в том числе и в парламентах различного уровня. Это возможность проявить себя и рассказать широкому кругу о своих инициативах.
4. Тимофей Жуков, депутат гордумы с 24 лет
Тимофей — главный «хороший мальчик» в гордуме. С юных лет он занимался общественной деятельностью: помогал бездомным, бесплатно тренировал на Сортировке детскую футбольную команду, которая разрослась до нескольких составов. Кроме того, основал футбольную секцию для детей с синдромом Дауна. С 2012 года перевоспитывает наркоманов в фонде «Город без наркотиков», в который сначала пришел как волонтер, а год назад возглавил его.
В думу прошел по списку от «Единой России», состоит в комиссиях по безопасности жизнедеятельности и по соцзащите и здравоохранению. На посту депутата Жуков пока не отметился громкими заявлениями или законопроектами, но новый статус определенно открыл для него многие двери.
— В гордуму я попал по стечению обстоятельств. На тот момент это было необходимо для работы в общественном поле. Специально в депутаты я не стремился, и решение о том, что надо идти на выборы, было не мое, а коллективное, — рассказал Тимофей Жуков. — Может ли дума работать как социальный лифт? Я не карьерист, мне нужно видеть, эффективен я в каком-то деле или нет, чтобы принять решение, заниматься ли им дальше. Но, безусловно, когда ты получаешь статус депутата, чувствуешь особое отношение в обществе. В то же время любому публичному человеку надо в сто раз внимательнее следить за своими поступками и словами, особенно если он рассматривает депутатское кресло как важную ступень для дальнейшей карьеры. Любой социальный лифт держится не на формальном статусе, а на том, стоят ли за тобой люди, и на том, как они реагируют на твои действия.
5. Алексей Мещеряков, депутат гордумы с 25 лет
Алексей Мещеряков — юрист в компании «Финансы и право», в руководстве которой ранее трудился исполнительным директором другой депутат гордумы Григорий Вихарев, — из-за этого Мещерякова причисляют к «коммунальному лобби». Алексей работает в комиссиях по муниципальной собственности и по городскому хозяйству.
Один из самых популярных политиков Свердловской области Евгений Ройзман не был молодым депутатом. Он впервые прошел в Госдуму в 2007 году, когда ему было уже 45 лет. По словам Ройзмана, депутатский мандат — серьезное испытание для любого, особенно для молодых.
— По себе знаю, что депутату необходима моральная зрелость. Юный возраст играет не самую позитивную роль, в депутаты надо идти с пониманием, что ты готов пять лет своей жизни подарить избирателям, — считает Ройзман. — Депутаты в абсолютном большинстве — люди подневольные. Когда они приходят в политику самостоятельно, а не являются выдвиженцами федеральных промышленных групп, — это редчайший случай.
Как правило, это ощущение ничем, кроме итоговых протоколов, не подкреплено. И все время надо за собой следить, потому что видел людей, которым от чувства собственной важности остается надеть рюкзак и улететь в космос. Но я корректировал эти соблазны личным приемом. Когда ты постоянно видишь своих избирателей, с чем они сталкиваются, то понимаешь, для чего ты там и что можешь изменить.
Политолог Сергей Мошкин делится наблюдением о том, что во многих демократических странах люди начинают политическую карьеру именно с депутатских выборов низового уровня, потом поднимаются до губернаторских постов и даже становятся президентами, но в России этот лифт забуксовал еще в 90-е годы.
— Партии моментально обросли бюрократией, которая не сменяется и стареет вместе с ними. Кроме того, из года в год пользовались успехом только четыре парламентские партии. Желающие попасть через них в думу покупали мандаты, перекрывая возможности «молодой партийной поросли». Случай Дмитрия Нисковских, который сейчас возглавляет Сысертский район, на моей памяти единственный, когда местный молодой политик смог построить партийно-административную карьеру. И то для этого потребовалась специальная квота. Других случаев очень мало, и это очень серьезная проблема для других партий, — считает Сергей Мошкин.
Политолог отмечает, что некоторые партии вынуждены продвигать молодежь. Так, врио губернатора Хабаровского края, представитель ЛДПР Дмитрий Дегтярев в 23 года стал депутатом гордумы в Самаре, а в Свердловской области после прихода к власти сравнительно молодого Александра Ивачева омолодился и состав руководства обкома.
Директор Уральского института управления Академии народного хозяйства и госслужбы Руслан Долженко убежден, что в быстро меняющемся мире не стоит делать ставку только на депутатскую вертикаль. Система органов власти не успевает меняться вместе с миром, и снижается роль традиционных социальных лифтов, в которые можно «сесть» и благополучно подниматься все выше. Миру и стране такие «лифты» точно не нужны, считает он.
— Нужна четкая система дополнительного изменения человеческого капитала в стране, его обновления, причем такая, которая предполагает деятельностный аспект. Например, сейчас проходит финал конкурса управленцев «Лидеры России», который собирает десятки результативных людей, многие из которых по итогам конкурса получают очень хорошие предложения работы в органах власти, — рассказал Долженко.
По словам директора УИУ РАНХиГС, такие конкурсы и становятся новыми социальными лифтами в меняющемся мире.
Депутаты, как и другие представители власти, каждый год отчитываются о доходах. Посмотрите, чем владеют и на каких машинах ездят самые состоятельные парламентарии. Кроме того, мы составляли топ богатых депутатских жен.
Печать