В единый день голосования 13 сентября жители 18 регионов России будут выбирать губернаторов, еще 11 регионов — депутатов местных парламентов. В 22 региональных столицах пройдут выборы в городские советы. В нескольких областях итоги могут оказаться не в пользу кандидатов от власти, даже несмотря на новые правила трехдневного голосования, которые могут увеличить возможности для манипуляций с результатами. Спецкор «Медузы» Андрей Перцев составил краткий путеводитель по регионам с самыми интересными и непредсказуемыми выборными кампаниями.
Иркутская область: коммунист из ФСБ против кремлевского варяга
Здесь с очень высокой вероятностью состоится второй тур губернаторских выборов. В 2015 году кандидат от власти, врио губернатора Сергей Ерощенко не смог победить в один тур и во втором уступил депутату Госдумы от КПРФ Сергею Левченко. В декабре прошлого года Левченко подал в отставку, которую в его партии считают добровольно-принудительной: в Кремле давно хотели сместить с должности губернатора-коммуниста.
Кресло врио занял варяг — выходец из Воронежской области, бывший замминистра МЧС Игорь Кобзев. В регионе всегда настороженно относились к чужакам, к тому же местных чиновников и бизнесменов оттолкнул полувоенный стиль управления Кобзева. Признаком этого недовольства стал сбор подписей муниципальных депутатов для самовыдвижения на выборы губернатора мэра Бодайбинского района Евгения Юмашева. Как правило, местные собрания контролируют главы регионов или влиятельные бизнесмены, большинство депутатских кресел занимают члены «Единой России» или лояльные власти самовыдвиженцы, которые подписываются либо за врио губернатора, либо за технических кандидатов. К автографам муниципалов в поддержку выдвижения Юмашева у иркутского облизбиркома вопросов не возникло, однако комиссия признала недействительными часть подписей граждан в его поддержку и отказала ему в регистрации.
Самым серьезным конкурентом Игоря Кобзева стал депутат Госдумы от КПРФ, выходец из ФСБ Михаил Щапов. В своей агитации он напирает на местное происхождение и на то, что будет требовать от федерального центра уважительного отношения к богатому ресурсами региону. Кобзев же, наоборот, пока позиционировался именно как кандидат от Москвы: в его агитации говорилось, что он «вернул доверие» столицы к региону. Признаком проблемной для власти кампании является обилие в ней черного пиара: коммунистов обвиняют в том, что они якобы собираются продать Байкал Китаю.
В Кремле осведомлены о сложностях — сейчас в Иркутской области находится команда политтехнологов во главе с руководителем управления по обеспечению дел Госсовета Александром Харичевым, которая постарается улучшить результат Кобзева.
Архангельская область: наследие Шиеса и неудачного объединения регионов
Архангельская область стала одной из самых протестных территорий России после того, как в городах и селах региона начались протесты против строительства полигона для московского мусора на станции Шиес. Губернатор Игорь Орлов, согласовавший этот проект с московскими властями, был отправлен в отставку, его место занял бывший глава Ненецкого автономного округа (НАО) Александр Цыбульский. Цыбульский заверил, что выступает против размещения полигона и разорвал соглашение с Москвой. Однако начало его управления Архангельской областью тоже привело к протестам, уже по другому поводу. Врио губернатора, чтобы повысить свою популярность, предложил объединить регион с НАО.
Округ и так является частью области, но при этом он считается отдельным регионом со своим главой, парламентом и бюджетом (это так называемый регион-матрешка). Цыбульский же предложил упразднить статус региона у НАО, соответственно, лишив округ возможности управлять своим бюджетом. Это мгновенно вызвало протесты у его жителей которые имеют региональные льготы и получают достаточно высокие по меркам страны зарплаты. В итоге в ситуацию пришлось вмешиваться федеральному центру — от референдума о слиянии регионов, который планировался на 13 сентября, отказались. Власти округа объявили, что проект объединения остановлен. Однако даже после всего этого округ стал единственным регионом страны, где больше половины жителей проголосовало против поправок к Конституции. Население округа также голосует на выборах архангельского губернатора, и, скорее всего, оно теперь откажет в поддержке Александру Цыбульскому. В условиях низкой явки несколько десятков тысяч голосов жителей округа могут сыграть решающую роль в общем результате.
При этом Архангельская область считалась протестным регионом еще до Шиеса. В 2015 году Игорь Орлов с трудом выиграл выборы в один тур (он получил 53%), хотя кандидат, занявший второе место с 20% голосов, депутат заксобрания от ЛДПР Ольга Осицына, была в регионе фактически неизвестна. Сейчас на выборах зарегистрированы более статусные и известные политики. Главным конкурентом Цыбульского считается лидер фракции «Справедливой России» в областном парламенте Ирина Чиркова, которая активно поддерживала протесты по поводу Шиеса и другие акции народного недовольства. Достаточно известен и глава фракции ЛДПР в заксобрании Сергей Пивков. Но победе Александра Цыбульского может способствовать низкая явка протестного электората: часть активистов выступила за бойкот выборов после того, как считавшийся кандидатом «от Шиеса» предприниматель Олег Мандрыкин получил отказ в регистрации.
В регионе проходят выборы в законодательное собрание и городской совет Новосибирска, третьего по величине города России. Выборы в муниципальный совет областного центра примечательны тем, что в них участвует оппозиционная коалиция во главе с руководителем местного штаба Навального Сергеем Бойко. Большинство кандидатов коалиции получили регистрацию. В оппозиционном объединении собрались силы, которые на федеральном уровне друг с другом конфликтуют. Например, под эгидой коалиции идут на выборы представители «Городских проектов» урбаниста Максима Каца, которого Алексей Навальный не раз критиковал за сотрудничество с властью. Руководитель областного отделения «Яблока» Светлана Каверзина за участие в коалиции даже была исключена из партии и смещена с поста.
Сам Бойко имеет успешный опыт участия в политической кампании: на выборах мэра города в прошлом году он занял второе место. Городом управляет коммунист Анатолий Локоть. Формально «Единая Россия» и КПРФ разделили округа: на территориях, где выдвинулись сильные единороссы, компартия выдвинула малоизвестных кандидатов, и наоборот. Однако в итоге конкурентами коммунистов во многих округах стали лояльные «Единой России» самовыдвиженцы. Из-за этой неразберихи в Новосибирске ни одна сила не может в полной мере применять административный ресурс. Кроме того, избирательные комиссии в городе, по признанию самих оппозиционеров, относительно честно считают голоса, поэтому кандидаты от коалиции имеют шансы пройти в городской совет.
Республика Коми: коммунисты берут верх над единороссами
Серьезные шансы получить самое большое количество кресел в Госсовете Коми есть у КПРФ. Отделение возглавляет молодой лидер фракции коммунистов в законодательном собрании республики Олег Михайлов. Компартия устраивала в Сыктывкаре многочисленные митинги против свалки в Шиесе (хотя полигон и находится в Архангельской области, но к Сыктывкару он куда ближе, чем к Архангельску). Кроме того, КПРФ поддерживает национальное движение Коми и выдвигает его представителей кандидатами в депутаты. Сам Михайлов мог бы стать сильным кандидатом на губернаторских выборах, однако он не прошел муниципальный фильтр.
Власть ведет активную контркампанию против коммунистов, чтобы те на протестной волне не получили большинство в Госсовете. Регистрацию на выборах получили сразу два «красных» спойлера: «Коммунисты России» и КПСС. Кроме того, единороссы активно напоминают всем об исключенных из списка коммунистов кандидатах: один был осужден за педофилию, другой — за грабеж и незаконное хранение оружия.
А где еще будут интересные кампании?
Например, в городе Шуя Ивановской области три системных парламентских оппозиционных партии — КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» — сумели договориться о выдвижении единых кандидатов в 9 из 11 одномандатных округов на выборах в городскую думу. Кроме того, участники коалиции разместили билборды с жесткой критикой «Единой России».
А в Магаданской области, которая в прошлом году прославилась как регион с самым низким рейтингом Владимира Путина, пройдут выборы в законодательное собрание области и городскую думу Магадана.
В Ярославской области на довыборах в Госдуму от «Справедливой России» баллотируется бывший губернатор региона Анатолий Лисицын, который может выиграть кампанию у единоросса, бывшего игрока хоккейной команды «Локомотив» Андрея Коваленко.
В Татарстане предстоят выборы президента республики, на этом посту хочет остаться управляющий республикой уже 10 лет Рустем Минниханов. 9 сентября ФБК Алексея Навального выпустил расследование, посвященное семье Минниханова. В частности, в нем говорится, что жена президента республики получила около трех миллиардов рублей от бизнесмена Рубена Варданяна за долю в спа-комплексе в Казани (в ФБК считают этот платеж взяткой). Кроме того, по данным Фонда, семье президента Татарстана и фирмам, с ней аффилированным, принадлежит недвижимость стоимостью около 3,5 миллиарда рублей. Татарстан при этом к протестным регионам не относится. В 2015 году Рустем Минниханов, по данным республиканского избиркома, получил на выборах главы 94% голосов. «Единая Россия» на выборах Госсовета в прошлом году набрала 72% голосов.
И наконец: Кремль опробует на этих выборах свои новые партии
Региональные выборы должны стать тренировочной площадкой перед выборами в Госдуму для новых партий, созданных при поддержке Кремля. В их число входят партия «За правду» писателя Захара Прилепина, «Новые люди» бизнесмена и основателя компании Faberlic Андрея Нечаева, «Партия прямой демократии» (больше известна как «Партия танков») создателя игры World of Tanks Вячеслава Макарова, «Зеленая альтернатива», неформальным лидером которой стал художник Вася Ложкин.
По замыслу администрации президента, каждая из этих партий по итогам выборов должна была получить льготу, освобождающую от сбора подписей для предстоящего выдвижения в Госдуму. Для этого достаточно провести партийный список хотя бы в одно заксобрание, преодолев 5%-ный барьер. Каждой партии отводился регион наибольшего благоприятствования, где местные администрации должны были обеспечить им поддержку.
Для партии «За правду» была выбрана Рязанская область, для «Партии прямой демократии» — Воронежская область, «Новые люди» должны были пройти в Белгородской области, «Зеленая альтернатива» — в Коми или Челябинской области. Однако власти Воронежской и Белгородской областей, по словам близкого к администрации президента источника «Медузы», не стали сотрудничать с руководством новых партий. Белгородскую область с 1993 года возглавляет Евгений Савченко — единственный оставшийся «тяжеловес» губернаторского корпуса. В Воронежской области сохраняется сильное влияние бывшего губернатора, экс-вице-премьера, бывшего министра сельского хозяйства, ныне вице-спикера Госдумы от «Единой России» Алексея Гордеева. У обоих достаточно политических ресурсов, чтобы иметь собственные планы на состав региональных парламентов.
В итоге «Новые люди» сделали ставку на массовую пиар-кампанию в нескольких регионах, особенно в Новосибирской области. «Партия прямой демократии» все-таки надеется на прохождение в Воронежской области. Ни одна из новых партий не смогла привлечь в свои ряды региональных «тяжеловесов» из других политических сил.
Печать