Автор:
Фото: Людмила Балаева
Через несколько дней в Нижнем Новгороде будет новый парламент. Насколько новый? Будет ли? Вопросы, как всегда, остаются до последнего момента, но какие-то тенденции можно уловить уже сегодня.
Последнее десятилетие с гаком прошло под главным, если не единственным трендом формирования и работы нижегородской Думы. Депутатские кресла спешили занять – и с успехом занимали – в подавляющем своем большинстве предприниматели, которые использовали статус городского депутата как инструмент подправить собственный бизнес-профиль.
Посмотрите графу «место работы» у народных, гм, избранников уходящего созыва: сплошь генеральные директора. Целое соцветие генеральных директоров. Не Дума, а перманентный бизнес-саммит длительностью в целую пятилетку.
Место в Думе служило одновременно и «крышей», и пробивным тараном трудно открываемых простыми смертными дверей, и визитной карточкой при завязывании полезных и потому приятных знакомств. Да и как им, избранникам, было поступать иначе, если, скажем, сам глава Нижнего Новгорода Олег Сорокин до своего ареста рассматривал мегаполис как собственный бизнес-проект со всеми вытекающими из этого доходами(личными)?
Политическая борьба в Нижнем Новгороде скоротечно вырождалась не просто в борьбу за влияние, а в борьбу за конкретные куски нарезного, как город на улицы, пирога собственности. За хлебные места и позиции, которые открывают двери и потайные дверцы в притягательный и чарующий, пусть и зачастую наказуемый мир бизнеса на грани фола.
Что же сегодня?
Сегодня времена стали меняться. Будущий состав городской Думы, можно предположить, сильно обновится. Разумеется, в креслах могут остаться думские старожилы, без которых нижегородский парламент уже трудно себе и представить. Могут задержаться избранники с тефлоновым покрытием и большим ресурсом, давно, словно теплицу в огороде, возделывающие собственные округа. Однако всмотревшись в депутатские списки, нельзя не заметить, что достаточно уверенные и проходные позиции стали занимать те, кого мы привыкли не видеть в них чуть не с перестроечных, политически романтичных времен: педагоги, врачи, журналисты… Представители «гражданского общества».
Надежда, которая выживает зачастую там, где ее сестры Любовь и Вера иссякают и иссыхают, продолжает напевать, что многое может измениться к хорошему и все образуется. И что учитель Богданов не будет выглядеть в новом составе Думы белой вороной. И гражданское общество в городском парламенте уж конечно лучше затянувшегося бизнес-саммита.
Посмотрим. Главное, чтобы человек красил место, а не место перекрашивало людей – в бронзовый цвет, располагающий к замкнутости закрытого клуба избранных.
Уж очень хотелось бы посмотреть вместо этого на открытое сообщество действительных избранников.
Сергей ПУДОВ
Печать