Владимир Путин в этом году продолжил традицию личных встреч с идущими на выборы губернаторами, хотя из-за пандемии они теперь проходят по видеосвязи. С мая президент пообщался почти со всеми такими главами регионов, кроме врио главы Еврейской автономной области (ЕАО) Ростислава Гольдштейна: как пояснили источники “Ъ”, в беседе с ним «жесткой необходимости нет». Эксперты считают, что встречи с президентом могут принести губернаторам дополнительные очки, хотя многое зависит и от правильного пиара этих мероприятий.
Личные встречи президента Владимира Путина с губернаторами, которым предстоят выборы, стали в последние годы устоявшейся традицией, которую не поколебала даже пандемия. Просто теперь аудиенции, как правило, проходят в режиме видеоконференции, хотя на сайте Кремля они по-прежнему обозначены как встречи. С начала мая президент пообщался со всеми главами выборных регионов, за исключением руководителя ЕАО Ростислава Гольдштейна, который стал первым за последние три года кандидатом в губернаторы от власти, не удостоившимся подобной беседы. Ранее встречи с такими губернаторами входили в обязательную программу Кремля, а меняться могли только их формат и количество.
В 2017 году источники “Ъ”, близкие к внутриполитическому блоку администрации президента (АП), поясняли, что президент намерен в первую очередь посетить те регионы, где на выборы идут назначенные им врио губернаторов.
Тогда Кремль менял кадровую политику, назначая в регионы профессиональных управленцев, которых в экспертном сообществе назвали «молодыми технократами». Все 12 встреч с ними в 2017 году прошли на вверенных им территориях, а Ярославскую область господин Путин посетил даже трижды: врио главы региона Дмитрий Миронов ранее работал в службе безопасности президента, и, кроме того, внутриэлитная обстановка в Ярославской области считалась непростой.
Из пяти действующих губернаторов визита президента перед выборами 2017 года удостоились двое: абсолютный рекордсмен по общему губернаторскому стажу Евгений Савченко (Белгородская область) и Евгений Куйвашев, чья Свердловская область считалась непростым для власти регионом. Еще двое — Валерий Радаев (Саратовская область) и Владимир Волков (Мордовия) — побывали на приеме у Владимира Путина в Москве, а Сергей Жвачкин (Томская область) — в Сочи.
В 2018 году, когда губернаторов избирали в 22 регионах, формат этих встреч изменился: большинство из них проходили в Кремле или Ново-Огарево независимо от того, был ли губернатор новоназначенным врио или шел на очередной срок. Среди редких исключений — врио губернатора Александр Бурков, в чьей Омской области президент провел совещание по социально-экономическим вопросам, врио главы Новосибирской области Андрей Травников, дважды общавшийся с Владимиром Путиным у себя и еще раз — в Ново-Огарево, и мэр Москвы Сергей Собянин, который помимо личной встречи сопровождал президента на многих столичных мероприятиях.
Правда, четырем губернаторам публичная поддержка Кремля не помогла. Светлана Орлова (Владимирская область) и Вячеслав Шпорт (Хабаровский край) проиграли во втором туре, Виктор Зимин (Хакасия) снялся, не дожидаясь поражения. А врио главы Приморья Андрея Тарасенко не спас даже визит президента на Дальневосточный экономический форум, состоявшийся как раз между первым и вторым туром. Итоги приморского голосования были отменены из-за массовых нарушений, а на новые выборы пошел уже другой врио губернатора — Олег Кожемяко.
В 2019 году идущие на выборы губернаторы тоже встречались с Владимиром Путиным преимущественно в Москве, хотя, например, врио губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова президент навестил четыре раза. Источники “Ъ”, близкие к АП, считали кампанию по выборам главы Северной столицы одной из самых напряженных.
Изменение формата предвыборных встреч в 2020 году было вынужденным.
Как поясняет источник “Ъ” в АП, хотя президент, несмотря на пандемию, порой и ездит лично в какие-то регионы, каждая такая поездка все-таки несет риск. А встречи с губернаторами от цифрового формата не страдают, уверяет собеседник “Ъ”.
Большинство глав регионов, как и в прежние годы, удостоились лишь одной такой беседы, хотя некоторые участвовали еще и в общих селекторах с представителями федеральной власти. Например, врио главы Коми Владимир Уйба и врио иркутского губернатора Игорь Кобзев 26 мая стали участниками видеосовещания о ликвидации последствий паводков и пожаров, а 8 сентября господин Кобзев поучаствовал еще в одном таком совещании. При этом оба общались с президентом и лично: господин Уйба — 31 августа, а господин Кобзев — 30 июля. Особое внимание к Иркутску объясняется тем, что эти выборы считаются в Кремле одними из самых сложных.
Две аудиенции получил и глава Ростовской области Василий Голубев — 9 июня и 24 августа: его кампания, по словам источников “Ъ”, близких к АП, тоже считается непростой.
Иван Белозерцев (Пензенская область) первую из двух встреч с господином Путиным 22 апреля успел провести очно. Дважды беседовал с главой государства и президент Татарстана Рустам Минниханов. А врио губернатора Севастополя Михаил Развожаев встречался с Владимиром Путиным даже трижды, но он находится на этом посту уже больше года, и первые две очные беседы прошли еще в августе 2019 года и в марте 2020 года.
Эксперт по региональной политике
Виталий Иванов поясняет, что дополнительные встречи президента с главами предвыборных регионов, как правило, объясняются одним из двух факторов: либо это губернаторы, которые особо нравятся федеральным властям, либо это те, кому нужна особая помощь в избирательной кампании. По мнению эксперта, разговор с Владимиром Путиным перед выборами действительно может дать дополнительные очки губернатору.
Политконсультант Евгений Минченко с этим соглашается, но добавляет, что многое зависит не столько от самой встречи, сколько от того, как ее использует команда губернатора. «Все зависит от дальнейшей интерпретации, от того, насколько это эффективно отыграют в плане пиара. Принципиальна не сама картинка встречи»,— поясняет эксперт. По его словам, команда главы региона должна заранее подготовить близких к ней экспертов, чтобы они подавали встречу в позитивном ключе. От этого зависит и то, какие новости пойдут по итогам мероприятия. Если этого не сделать, то, по мнению Евгения Минченко, оппоненты губернатора могут распространить свои интерпретации и разговор с Владимиром Путин может даже сыграть в негатив.
Два источника “Ъ”, близкие к АП, отмечают, что эти встречи нужны не для рейтингов: они имеют скорее символическое значение и показывают единство власти.
Это сигнал всем местным элитам, что именно этот кандидат выбран Кремлем. В этой ситуации они уже не будут играть против него»,— поясняет один из собеседников “Ъ”.
Что же касается оставшегося без президентской поддержки главы ЕАО, то источник “Ъ” в АП подтверждает, что встречаться с ним в оставшиеся перед выборами дни Владимир Путин уже не будет. Причины собеседник не поясняет, отмечая лишь, что нужно «беречь время президента, а жесткой необходимости во встрече нет». По его словам, у господина Гольдштейна и так все в порядке с поддержкой. «В ЕАО людей меньше, чем в маленьком районе Москвы. Полагаю, причина отсутствия встречи в этом»,— считает источник, близкий к АП. По мнению Евгения Минченко, на последней неделе в Кремле просто решили сделать акцент на проблемные регионы, а ЕАО к ним не относится.
Печать