Общественная палата Челябинской области продолжает второй день наблюдения за голосованием. Колл-центр принимает звонки, мобильные мониторинговые группы отрабатывают обращения из сети Интернет и выезжают в территории. Подавляющая часть сигналов касается местных выборов.
«Очень много обращений, которые связаны с особенностями характера или настроения заявителей. Например, сообщают о том, что члены УИКов не достаточно дружелюбны. Такое обращение поступило в отношении челябинских избирательных участков №№ 594, 595, 596 и других. Но ведь это субъективная оценка. Одному кажется, что его встретили приветливо, другому, что ему недостаточно широко улыбнулись. Мы такие сигналы тоже проверяем, разговариваем с нашими наблюдателями. Они кстати отмечают, что члены УИКов весьма доброжелательны. Или еще один формат распространенных обращений. Наблюдатели от партий очень эмоционально сообщают о том, что им запрещают снимать видео на участках или делать фото. Такое было, например, на участка №597, №726 и других. Но при этом они забывают упомянуть, что, во-первых, запрещают снимать им персональные данные избирателей, это недопустимо по закону. А, во-вторых, что придя на участок они зачастую даже не представляются и не спрашивают на съемку разрешения. Здесь снова играют большую роль особенности характера каждого человека. Такой сигнал был с ряда участков, в том числе с УИК №615 в Челябинске. Сообщалось о том, члену комиссии не дают ознакомиться со списком избирателей. Но на деле оказалось, что заявитель с самого утра имеет такое право. Ограничили его лишь один раз, когда тот пытался скопировать сведения из списка. Т.е. получается, что заявители сами нарушают правила, но претензии имеют к окружающим. Все это, видимо, из-за большого эмоционального напряжения, каждому из кандидатов хочется победить, но недостоверной информации мы не допустим», - рассказал руководитель Общественной палаты Челябинской области Николай Дейнеко.
Фейками оказались и обращения, полученные накануне вечером, во время завершения первого дня досрочного голосования. Так, например, сообщалось, что в Миассе на УИК №219 наблюдателям не разрешили расписаться на сейф-пакете с бюллетенями. Проведена проверка: все наблюдатели реализовали свое законное право. А на другом участке этого же города, на УИК №195 члены комиссии якобы не выдали наблюдатели копию акта об упаковке бюллетеней в сейф-пакет. Проверка сигнал опровергла: согласно правилам, упаковка бюллетеней и составление акта осуществлялись после окончания голосования, т.е. после 20:00, копия выдана.
Поступают и обращения на отсутствие одного или нескольких членов избирательной комиссии на месте. В частности, такой сигнал был зафиксирован в отношении УИК №745. «Комиссия работает в штатном режиме, наши наблюдатели за всем следят и не подтверждают такого факта. Мы провели проверку, приехали без предупреждения, все на своих местах», - пояснил член мониторинговой группы Общественной палаты Челябинской области, председатель Общественной палаты Тракторозаводского района Челябинска Игорь Вахитов.
В числе прочих Общественной палатой Челябинской области отрабатываются обращения по надомному голосованию. Так, из Кусинского района поступил сигнал о том, что на выезд члены УИКов выходят без письменных заявок от жителей. Однако нарушением этот факт не является, для голосования на дому достаточно заявления устного, причем передать его можно как лично, так и через третьих лиц. Согласно другому обращению, на УИК №1729 в поселке Урал Кизильского района, перед выходом на надомное голосование в книгах списков не были поставлены отметки «вне помещения». Ситуацию быстро разрешили, с членами УИК проведена работа, на голосование факт не повлиял.
Из Верхнеуральска поступил сигнал о том, что УИК № 1493 выдала два одинаковых бюллетеня одному избирателю, вследствие чего он проголосовал дважды. По данному сигналу была проведена проверка. Выяснилось, что один бюллетень был по одномандатному избирательному округу, другой по единому. Бюллетени лежали в разных стопках, выдача двух одинаковых бюллетеней невозможна. Нарушений не выявлено.
Два обращения было отработано мониторинговыми группами в Миассе. Первое касалось УИК №196. По словам заявителя, один из членов комиссии ранее занимался агитационной деятельностью, что запрещено законом. Однако обратившаяся не указала фамилию этого члена УИК, что затрудняет проверку. Также гражданка, оставившая сигнал, отметила, что на участке отсутствует информация обо всех членах УИК. Отметим, данные о членах УИКов размещены на сайте избирательной комиссии Челябинской области.
Второе обращение из Миасса касалось УИК №222. По словам автора обращения, комиссия сообщила ему, что будет работать только с 16 часов и не допустила кандидата на территорию участка. Однако проверка показала: УИК работает с 8 утра, здание участка находится на территории колонии. Это режимный объект, чтобы попасть внутрь необходимо позвонить в домофон, УИК доступ в помещение никак не ограничивает. Похожий сигнал поступил из Златоуста. Там кандидат сообщил, что его не пускают в помещение, где работает УИК №110. Была проведена проверка.
«Помещение, о котором идет речь, не является местом для голосования, и члены избирательной комиссии не допускают туда посторонних лиц с целью предотвращения хищений», - объяснила руководитель мобильной мониторинговой группы Общественной палаты Челябинской области, председатель ОП Златоуста Марина Упит.
Еще один сигнал отработан в Магнитогорске на ТИК №2301. Заявитель сообщил об отсутствии средств индивидуальной защиты на территориальном избирательном участке, а также, что его направили разносить по домам приглашения на выборы, не выдав маску и перчатки.
«На территориальном избирательном участке № 2301 соблюдены все требования Роспотребнадзора. В достаточном количестве находятся средства индивидуальной защиты, соблюдаются все санитарные нормы. Заявитель, находясь на участке, вел себя некорректно. Ему для работы были выданы все средства индивидуально защиты в полном объеме. Данный факт нарушения не подтвержден», - прокомментировал случай руководитель мобильной мониторинговой группы Общественной палаты Челябинской области, председатель Общественной палаты Магнитогорска Владимир Зяблицев.
Печать