14 сентября в Сочи состоялись переговоры президентов России и Белоруссии Владимира Путина и Александра Лукашенко. Встреча длилась около четырех часов. По ее итогам известно лишь, что Россия предоставит Белоруссии кредит в размере 1,5 млрд долларов. Что обсуждали лидеры союзных государств с глазу на глаз за закрытыми дверями, в материале «Блокнот Краснодар».
Это первый визит Александра Лукашенко за рубеж после выборов, которые состоялись 9 августа. С того момента в стране проходят акции протеста несогласных с их результатами.
Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков по итогу встречи сказал лишь, что президенты «в первую очередь обсуждали двусторонние связи, торгово-экономическую кооперацию».
Во время открытых переговоров Путин сказал, что Россия готова, как и обещала ранее, предоставить Белоруссии кредит в размере 1,5 млрд долларов. Этот вопрос решается по линии министерств финансов обеих стран.
Политолог, президент Центра прикладной социологии и политологии, член Общественной палаты Краснодарского края Геннадий Подлесный подчеркнул, что визит Лукашенко – рабочий, и переговоры с Путиным проходили в рабочем формате, то есть без лишних церемоний. Они проводилась в том числе для того, чтобы «сверить часы».
Информация по итогам переговоров не предназначена для огласки, а исключительно для внутреннего использования. Одна из причин этого – отношения России и Белоруссии слишком чувствительны. А в последнее время в них было много неясного и непонятного, говорит Подлесный.
– Мы получали сигналы, что интеграция продолжается, что мы два братских народа, но по факту Лукашенко делал все, чтобы заручиться поддержкой Запада. Так в свое время поступал бывший президент Украины Виктор Янукович. И мы помним, чем это закончилось. Россия же – поставщик основных энергоресурсов и импортер белорусских товаров. Половина выпускаемой продукции поставляется на российские рынки, – сказал Подлесный.
Политолог добавил, что Лукашенко, видя прецедент с Януковичем, не поддался на уговоры представителей западных стран – Польши и стран Прибалтики – и не «повелся» на предложенные ему гарантии в случае добровольного ухода с должности президента.
Таким образом, для Лукашенко сложилась патовая ситуация. Он долгое время уклонялся от реальной интеграции с Россией, а как оказалось в трудную для него минуту, кроме России никто не желает ему помогать выйти с сложившейся ситуации. Еще около полугода назад Россия и Беларусь должны были ввести единую валюту – рубль, сформировать наднациональные органы и так далее, но это все откладывалось белорусской стороной «на потом».
– Все это Лукашенко «торпедировал». Он обещал много чего сделать для интеграции с Россией, но позже... Сейчас же наступил момент истины. Лукашенко убедился, что на Западе Белоруссию примут с распростертыми объятиями только уже без него, потому что тогда в Белоруссию можно будет сбросить свой залежалый товар, как это получилось с Прибалтикой. Лукашенко им там вообще не нужен, у них есть целая плеяда «президентов» Белоруссии, готовых за деньги сопредельных государств работать на них, но не на жителей Беларуси, – сказал Подлесный.
Именно поэтому, считает политолог, не публиковалось коммюнике по итогам встречи, не было и текста беседы Путина с Лукашенко, потому что это слишком чувствительные переговоры для обеих стран.
Те вливания, которые были сделаны в экономику Белоруссии и которые Путин пообещал, в том числе и 1,5 млрд долларов кредита, окупятся реальным продвижением главной идеи – создания Союзного государства Россия-Беларусь, говорит Подлесный.
– Если Лукашенко в очередной раз увильнет от создания такого союза, то, скорее всего, Россия не станет препятствовать его смещению с поста президента. Для России это невыгодно, потому что тогда придется «воевать» за Белоруссию с оппозицией или с внешними игроками. Но Белоруссию отдавать в руки западных стран нельзя ни при каких обстоятельствах. Это чревато серьезными имиджевыми, военно-политическими и экономическими потерями, – говорит Подлесный.
Лукашенко, вернувшись из Сочи, скорее всего объявит о начале конституционной реформы и формировании конституционной комиссии. Это займет внимание активных граждан. Около года будет проходить обсуждение предложенной конституции, а потом ее принятие, считает Подлесный.
– Такой маневр поможет Лукашенко сохранить себя как президента еще минимум на два года. Что будет декларировано в этой конституции, как будет выглядеть союз с Россией – серьезный вопрос. И на него Лукашенко придется давать прямой ответ. Более того, интеграция с Россией должна быть прописана в конституции. Я думаю, что Путин как раз на этом настаивал в ходе переговоров. Новая конституция должна отражать реальный процесс создания Союзного государства, – прокомментировал Подлесный.
Печать