Сегодняшний день в церковном календаре отмечен Праздником Рождества Пресвятой Богородицы. Но в 1380 году в восьмой день сентября (21 сентября по нов. ст.) произошло еще одно знаменательное событие — битва на Куликовом поле — великое сражение, ставшее переломным моментом в освобождении Руси от монголо-татарского ига.
Дмитрий Иванович Донской, внук Ивана Калиты, строитель московского каменного кремля, великий собиратель русских земель, был выдающимся воином и политиком. К концу 70-х гг. XIV в он собрал под свое начало для похода на Тверь князей суздальских, нижегородских, ростовских, ярославских, брянских, белозерских, смоленских, стародубских и многих других. Князь Тверской признал Дмитрия Ивановича «старшим братом». Под руку Москвы перешёл и младший сын литовского князя Ольгерда Андрей Ольгердович Полоцкий. Поддержав новгородцев и псковичей в борьбе против Тевтонского ордена, Дмитрий Иванович заручился и их поддержкой.
В 1378 г. московские полки разгромили рать мурзы Бегича на р. Воже в Рязанской земле. Московский князь Дмитрий Иванович, вокруг которого постепенно собиралась русская земля, стал организатором исторической битвы 8 сентября 1380 г. на Куликовом поле. Там сошлись русские полки из 13 княжеств и татарская рать с наёмниками.
Исторических источников о битве немного. Троицкая летопись содержит в себе «Краткий рассказ» о битве. «Летописная повесть», «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина» — выдающиеся памятники средневековой русской литературы, объединили как свидетельства участников и очевидцев события, так и предания об этой битве.
В конце июля 1380 г. в Москву стали приходить сведения о начавшемся походе темника Мамая на Москву. Силы Мамая были значительны. «Летописная повесть» упоминает «силу татарскую и половецкую», в качестве наёмников – « бессермены, армены, фрязи, черкасы, ясы, буртасы». Мамай нанял осетин, черкесов, жителей азовских и черноморских венецианских колоний, — собрав многоязычную орду, в составе которой были язычники, мусульмане, католики, иудаисты, караимы.
Численность войска Дмитрия Донского невозможно определить точно – таков разброс данных в источниках. Военные историки предполагают, что против 130—150 тысяч орды Дмитрий Иванович выставил 100 тысяч ратников. По преданию князя Дмитрия благословил на это сражение сам преподобный Сергий Радонежский,
Бой начался утром 8 сентября, после переправы Дмитрия Ивановича с войском на правый берег Дона выше устья р. Непрядвы. Вверх по Дону на правый фланг в засаду был послан полк во главе с Владимиром Серпуховским и зятем Дмитрия Ивановича Дмитрием Боброк-Волынским. В первом бою принял участие сам князь московский, переодевшись в одежду простого ратника, растворившись в среде простых воинов.
Через 2 часа после начала ожесточённая битва распалась на отдельные единоборства, стало ощущаться преимущество ордынцев. В критический момент из засады выступил полк Боброка-Волынского и ударил в левый фланг ордынцев. Воспользовавшись замешательством Мамая, русские полки перестроились и перешли в контрнаступление. Ордынцы были обращены в бегство, их гнали «до станов» (лагеря ордынцев). Там разгромили табор, забрав их «богатства», и гнали опять, до р. Мечи, почти 40 километров, где множество татар утопили.
Героями Куликовской битвы, первыми павшими в бою, стали иноки, брянские бояре Пересвет и Ослябя. Согласно рукописным святцам XVII в., воины «Адриан ослябя и Александр Пересвет, принесённые с битвы, были схоронены в Симоновом монастыре близ деревянной церкви Рождества Богородицы в каменной палатке под колокольней, а над ними поставлены каменные плиты без надписей». Ныне – храм в Старом Симонове. В царствование Екатерины II, разбирая колокольню той церкви, нашли гробницу иноков-героев.
Других воинов, павших в бою на Куликовом поле, привезли в Москву и захоронили в урочище Кулишки (ныне – площадь Ногина). Над братской могилой срубили обетный храм. Позже на этом месте поставили каменную церковь.
Не напрасно сложили головы ратники Дмитрия Донского. После победы Москва стала политическим и духовным центром русских земель и размер дани, который она продолжала выплачивать Орде, уменьшился. Но главное, как заметил Л. Н. Гумилёв, «Куликовская битва считается тем событием, после которого новая этническая общность – Московская Русь – стала реальностью, фактом всемирно-исторического значения…Суздальцы, владимирцы, ростовцы, псковичи пошли сражаться как представители своих княжеств, но вернулись оттуда русскими…»
Печать