Фото с сайта:
government.ru
В понедельник КПРФ проведет всероссийское Zoom-совещание, посвященное итогам единого дня голосования (ЕДГ). В соответствии с результатами выборов 13 сентября будут скорректированы предварительные списки кандидатов в Госдуму по одномандатным округам. Эксперты считают, что «Единая Россия», как и в 2016 году, может договориться с парламентской оппозицией в ряде округов, но «щедрости не будет». Оппозиционеры уверяют, что готовы заключать межпартийные соглашения друг с другом, но не с «Единой Россией».
«Единая Россия» первой определилась с общими принципами формирования своих партсписков к выборам в Госдуму 2021 года. Партия планирует разделить свой список на 80 региональных групп, которые преимущественно будут соответствовать границам субъектов федерации (всего в России 85 регионов).
В парламентской оппозиции так далеко пока не загадывают. В КПРФ вопрос о числе региональных групп будет решаться после официального объявления выборов и по итогам работы партактива в одномандатных округах. «На 80% списки одномандатников готовы»,— сообщил “Ъ” секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов. По его словам, 17 сентября президиум ЦК КПРФ утвердил план первоочередных действий по подготовке к думской кампании.
Компартия планирует выставить кандидатов во всех 225 одномандатных округах. «В подавляющем числе округов есть кандидаты, в некоторых по несколько кандидатов на округ. Сейчас появились более эффективные, более энергичные люди, которые активно проявили себя в ходе этой избирательной кампании, поэтому наши региональные отделения корректируют списки»,— сказал “Ъ” зампред ЦК КПРФ Юрий Афонин.
Он отметил, что к кандидатам применяются определенные критерии отбора: «Во-первых, авторитет в партии, чтобы человек был надежный, если общественник — чтобы активно работал с нашими структурами. Во-вторых, кандидат уже сейчас должен иметь весомую электоральную известность или перспективы для этого. Поэтому мы активно рассматриваем наших муниципальных и региональных депутатов — тех, кто уже прошел выборы. Плюс личность этого человека, чтобы не было никаких порочащих оснований».
В качестве примера кандидата с хорошим электоральным потенциалом господин Афонин назвал Андрея Митрофаненкова, который 13 сентября на выборах губернатора Смоленской области занял второе место с 25,8% голосов (действующий глава региона, член ЛДПР Алексей Островский получил 56,54%). Коммунист также сообщил, что возможность межпартийного соглашения с «Единой Россией» по одномандатным округам в КПРФ не обсуждалась.
Заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» в Госдуме Олег Нилов считает, что оппозиционные парламентские партии могли бы заключить соглашение, чтобы бороться в округах не друг с другом, а с «Единой Россией».
«На прошлых выборах урок был извлечен. Оппозиционный электорат в среднем был разделен (по 10–15% голосов) между парламентскими оппозиционными партиями, а единоросс с 20–25% в этой ситуации выходил победителем. Если удастся в каких-то одномандатных округах достичь соглашения между парламентскими партиями, это будет наш ответ»,— пояснил депутат “Ъ”. При этом справороссы тоже планируют выставить своих кандидатов во всех округах. По словам господина Нилова, работа по формированию списков «Справедливой России» ведется, но пока они «в сыром варианте».
«Нам в отличие от ЕР не нужно согласовывать списки кандидатов с администрацией президента и губернаторами, примерные списки уже есть в голове руководства партии,— рассказал “Ъ” вице-спикер Госдумы от ЛДПР Игорь Лебедев.— Мы уже знаем, кто из действующих депутатов будет избираться. Новый состав кандидатов будет состоять из наших региональных депутатов и координаторов региональных отделений партии. Обычно наша фракция меняется примерно наполовину. Если поступят предложения о взаимных уступках со стороны других парламентских партий, мы их рассмотрим, это нормальная процедура. Нарезка региональных групп останется такой же, как в 2016 году (тогда список ЛДПР был поделен на 135 групп.— “Ъ”)».
Глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов считает, что разделение оппозиционных списков на 80 групп по примеру ЕР маловероятно. От практики «консенсусных округов» сейчас дистанцируются, хотя, по сути, она реанимируется в новом виде, отмечает эксперт: «На округа, которые уступают оппозиции, выдвигаются слабые технические единороссы. Но сложно представить, что такую тактику можно позволить себе на федеральном уровне. С другой стороны, ЛДПР и СР остаются в правящей коалиции и какие-то преференции заинтересованы сохранить. Наверное, по этому поводу еще будут идти дискуссии».
Посткрымский консенсус приказал долго жить, но коалиции в регионах были и на прошедших выборах, напоминает политолог Константин Калачев: «Межпартийное взаимодействие на региональном уровне все еще возможно, хотя на федеральном оно уже становится проблематичным. Особенно в условиях понижения рейтинга ЕР, когда добирать до большинства, а в идеале до конституционного большинства ей надо за счет одномандатников». По прогнозам, ЕР в 2021 году может по спискам до 50% голосов не дотянуть, в округах же с помощью местной и региональной власти перспективы партии выглядят убедительнее, отмечает эксперт: «Но договариваться все-таки придется, поскольку конкуренция может быть не только с кандидатами от парламентской оппозиции. К тому же есть территории, где у ЕР нет сильных кандидатов, а у других парламентских партий есть. Просто прежней "щедрости" не будет». При этом привязка групп партсписка к регионам у оппозиции может демотивировать местные отделения, «ибо каждый знает предел своих возможностей», добавляет политолог.
Принимая решение о количестве территориальных групп, партия должна исходить из числа голосов, которое рассчитывает получить, поясняет политолог Аббас Галлямов: «Группы должны быть сформированы так, чтобы, с одной стороны, хотя бы первый номер мог рассчитывать на получение мандата, чтобы актив на местах в ходе кампании реально старался, а не баклуши бил. С другой стороны, группы должны быть максимально приближены к естественным границам, каковыми в российских условиях обычно являются границы регионов. Между двумя этими принципами и предстоит искать компромисс». Эксперт также считает, что Кремль попытается навязать парламентской оппозиции соглашения о разделе округов: «Он максимально заинтересован в том, чтобы участники выборов не пустились во все тяжкие и не очень сильно критиковали власть. Оппозиционные настроения и без того усиливаются, и соблазн вести протестные кампании крепнет».
Печать